В годы Великой Отечественной партизаны и диверсанты были настоящим "вторым фронтом". Считавшийся "богом диверсий" Илья Старинов взорвал немецкого генерала, разведчица Елена Мазаник ликвидировала гауляйтера Кубе, а супершпион Николай Кузнецов устранил 11 высокопоставленных офицеров Рейха.
На этом фоне меркнет сопротивление немецким интервентам в Первую Мировую. В огне Гражданской войны революционная Россия не могла дать отпор немецким оккупантам. За исключением одного почти немыслимого случая, когда русский революционер-террорист взорвал немецкого фельдмаршала. Как это произошло?
Немецкая интервенция в горящую Россию.
Ситуация, в которой находилась Россия в 1918 году, была катастрофической. Отгремели две революции, страна погрязла в Гражданской войне и бесконечных внутренних противоречиях. Позора добавлял Брестский мир, согласно которому страна перечеркивала все успехи на фронте, выходила из войны и отводила армию далеко на восток.
На останках романовской империи как грибы после дождя появлялись самопровозглашенные государства. Так, в 1917 году Центральная Рада провозгласила Украинскую народную республику. Чтобы удержаться во власти, Рада обратилась за помощью немецких интервентов. После Брестского мира в 1918 году немцы хлынули на Украину.
Тысячи кайзеровских солдат заняли территорию нынешней южной Беларуси, Украины и юга России. За такую поддержку "незалежности" Украина заплатила большую цену в виде снабжения Германии мясом и зерном. Знакомая ситуация, не правда ли?
Вот только безалаберная хуторянская организация местных властей сильно разозлили Берлин, особенно когда необходимое зерно поступало с перебоями, либо вообще не доходило до вильгельмовской империи. В стране, которая 4 года сражалась на два фронта, назревал серьезный продовольственный кризис.
Интервенты решили вопрос силовым путем. Вы наверняка слышали про Скоропадского, которого 29 апреля 1918 года провозгласили гетманом в цирке. Реальным же властителем украинской земли был отнюдь не гетман, а "страшный в своем могуществе" немецкий фельдмаршал Герман фон Эйхгорн, будущая жертва революционеров-террористов.
Большие успехи после выхода на пенсию.
Большую часть жизни Эйхгорн был не сильно значимым для Германии военачальником. Молодость он разменял на погоны, особых успехов в армии не добился и в 65 лет перед самой Первой Мировой ушел в отставку. С началом войны кайзер подтянул своего ветерана в резерв, и в 1915 году назначил командующим 10-й армией в Восточной Пруссии.
Успех к недавнему отставнику пришел не сразу. Командование поставило перед армией Эйхгорна цель более чем амбициозную: разгромить русские войска на Восточном фронте. Блицкриг 1915 года провалился, но тактические успехи германской армии всё равно позволяли ей медленным темпом продвигаться на восток.
В 1916 году 10-я армия фон Эйхгорна совершила значимый прорыв в Прибалтике, позволяя оставить захваченные польские земли глубоко в тылу. Значимость этого продвижения высоко оценило германское руководство, пожаловав в 1917 году Герману фон Эйхгорну звание фельдмаршала.
Новоиспеченного 70-летнего фельдмаршала по части успехов на фронте ставили в один ряд с Гинденбургом и Людендорфом и даже называли "правой рукой кайзера Вильгельма". В самом деле, командующий группой армией "Киев" занял обширные территории на востоке и фактически считался этаким "гауляйтером" Украины, если говорить языком Второй Мировой.
Руководитель армии интервентом сразу же установил новые порядки жесткой рукой. Фельдмаршал всерьез занялся посевной, обеспечил стабильные отправки зерна в Германию, разогнал Раду и преследовал сторонников продолжения войны.
Судьбы людей не оккупированной территории вершил немецкий полевой суд, вся страна была буквально усеяна виселицами. Противников "мирового грабежа" немцы безжалостно карали. Как в случае с мятежом железнодорожников, после подавления которого по стране прокатилась волна арестов и расстрелов.
Слежка за фельдмаршалом.
Пылающая в огне Гражданской войны страна не могла отбить у немцев Украину. Для большевиков Брестский мир был шансом взять власть. А вот некогда влиятельнейшие эсеры всерьез рассчитывали продолжить войну и громкими терактами "экспортировать" революцию в другие воющие державы.
Убийства высокопоставленных лиц в последние десятилетия Российской империи были отнюдь не редким явлением. Чего стоят только Харьков, Одесса и Киев, где в разное время были убиты генерал-губернатор, прокурор и даже премьер Столыпин.
Планировавшие убийство фон Эйхгорна социалисты-революционеры Донской и Каховская планировали "достать" и до самого кайзера Вильгельма. Однако даже с покушением на военачальника, который жил в Киеве, возникли сложности.
Прибывшие в Киев в конце июля 1918 года Каховская и Донской неделю устанавливали точный маршрут Эйхгорна. Революционеры выяснили, что фельдмаршал ежедневно после обеда ходит от своего дома к штабу на Липской. В сопровождении Эйхгорна всегда находился адъютант, а квартал, по которому шагал старый немец, был напичкан охраной.
Вместо Крещатика имя убитого немца.
30 июля 1918 года революционерам повезло. В Киеве пошел дождь, поэтому Борис Донской смог безо всякого подозрения надеть плащ, под которым нес бомбу. Донской выследил фельдмаршала, пробрался навстречу ему и адъютанту и метнул бомбу прямо под ноги умиротворенно беседующим немцам.
Адъютант Эйхгорна умер на месте, а маршал отмучался через сутки. Примечательно, что человек, совершивший самый громкий теракт Первой Мировой, и не думал сбегать с места преступления. Борис Донской поднял руки, его арестовали, на суде он во всем сознался и был через 10 дней повешен.
Любопытна судьба Ирины Каховской. На прощании с Эйхгорном революционера собиралась ликвидировать и гетмана Скоропадского, однако они разминулись. Позже её схватили, держали за решеткой до разрешения кайзера применить смертную казнь, но обвалившая Германию революция спасла жизнь Каховской.
Палачу украинского народа мало никто не симпатизировал. Однако его история в Киеве на этом не закончилась. В 1941 году фашистские оккупанты переименовали главную улицу города. Крещатик на два года стал Эйхгорнштрассе.
Город, где князь Владимир крестил Русь, был серьезно разрушен, а довоенное население Киева восстановилось лишь спустя много лет после войны. Истории, к сожалению, иногда повторяется. Если в твоей стране улицы называют в честь палачей народа и фашистских прихвостней, значит твоя страна в большой беде.
Подпишись.