Три Сяна смыкаются
С Чуского царства границей,
И девять потоков
Сливаются тут воедино.
Здесь тесно реке -
Она землю покинуть стремится,
И гор не видать
За ее водяною равниной.
(Ван Вэй)
Власти Цинского Китая, пережившего две бездарно проигранные опиумные войны, осознали, наконец, необходимость создания современного флота европейского типа для защиты страны от колонизаторов. В середине 60-х с помощью европейских специалистов началось строительство морских Арсеналов европейского образца. Цинские чиновники пытались найти средства для защиты китайского побережья от европейских кораблей.
Большой интерес у них вызвали небольшие канонерские лодки береговой обороны, которые десятками строили в Европе по образцу созданной в 1867 году Джорджем Ренделом канонерки «Staunch» для Королевского флота. Это были небольшие, маневренные, недорогие корабли с необходимой остойчивостью, чтобы обеспечить им крупнокалиберное артиллерийское орудие, которое можно было использовать как мобильную плавучую батарею.
Подобными кораблями незамедлительно обзавелись помимо Британии Россия, Германия, Голландия, Греция, скандинавские страны, итальянцы, аргентинцы и мексиканцы.
Концепция была предельно незатейлива-одно мощное орудие на небольшом небронированном кораблике. Защитой ему служил лишь малый размер, а наведение на цель производилось всем корпусом корабля. Для маневренности лодки имели короткий корпус и два гребных винта. Дульнозарядная крупнокалиберная пушка устанавливалась на неподвижном лафете с гидроприводом. У англичан ренделовские канонерки называются flat-iron gunboat - канонерки-утюги.
В начале 70-х годов это был самый недорогой и эффективный вариант защиты своих портов и гаваней. Армстронг построил на экспорт 20 канонерок, 11 из них досталось Китаю.
В 1875 году англичанин Роберт Харт (управляющий таможнями Китая) презентовал Ли Хунчжану оригинальные ренделовские канонерки сэра Армстронга. Товар понравился. Первые четыре лодки предназначались для Бэйянского флота. Две по 23 000 ф.ст. с 26,5 тонными пушками и две по 33400 ф.ст. с пушками весом по 38 тонн. С приходом из Британии в 1879 году четырех очередных лодок («Эпсилон», «Дзета», «Тета» и «Эта») первую четверку передали в Шанхай. Последние три канонерки серии были распределены между Бэйянским флотом («Йота» и «Каппа») и Гуандунским флотом («Лямбда»).
Всего в 1876—1880 годах на армстронговских верфях в Эльсвике для Китая было построено 11 канонерских лодок, шесть из них («Чжэньбэй», «Чжэньдун», «Чжэньси», «Чжэньнань», «Чжэньбень» и «Чжэньчжун») вошли в состав бэйянского флота, четыре - наньянского («Луншан», «Хэвей», «Фэйдин» и «Цедин») и одна - гуандунского(«Хайдзинчин» или «Чжэньхай»). Чтобы не путаться, англичане называли их в честь букв греческого алфавита- от "Альфы" до "Лямбды", а по прибытии в Китай (канонерки шли своим ходом!) им давали нормальные китайские названия. Наиболее распространенными были названия с иероглифом «Чжэнь» — «Защитник», «Хранитель».
Первая пара канонерок, «Альфа» и «Бета», своим ходом вышли в Китай 24 июня 1876 года, снаряды главного калибра были отправлены отдельно, на борту коммерческого парохода. Канонерки благополучно прибыли в Тяньцзинь 20 ноября 1876 года. 25 июня на рейд Фучжоу прибыли «Гамма» и «Дельта». За 103 дня в пути они показали вполне приличную мореходность.
«…Лодка выказала чудеса остойчивости: бортовая качка была едва заметна, и палуба все время оставалась совершенно сухой… Судно держалось на воде превосходно, поднималось на больших волнах и спускалось с них совершенно легко и спокойно»
Вместе с канонерками из Англии прибыли английские инструкторы, в их задачу входило обучение китайских моряков.
Интересно, что успехи ренделовских канлодок в мореходности заинтересовали даже британское Адмиралтейство, которое испытывало проблемы с комплектованием отдаленных станций современными кораблями. В 1878 году британцы предложили Ли Хунчжану продать Королевскому флоту 4 первых «алфавитных» канонерки для Гонконга и Сингапура. Конечно, получили отказ. Но именно после этого для дальних станций начали строится многочисленные канонерские лодки, на которые и легли основные тяготы колониальной "политики канонерок".
Заметили появление у китайцев новых канонерок и в Санкт-Петербурге. Китайскую угрозу пришлось парировать как усилением Дальневосточной эскадры, так и укреплением обороны побережья и устья Амура.
Китайские названия канонерок по восточному поэтичны: «Чжэньбэй» (Эпсилон)-"Страж севера"; «Чжэньдун» (Дзета)-"Страж востока"; «Чжэньси» (Эта)-"Страж запада"; «Чжэньнань» (Тета)-"Страж юга"; «Чжэньбень» ( Йота)- "Страж границы"; «Чжэньчжун» (Каппа)-"Страж середины"; «Чжэньхай»(Лямбда)- "Страж моря"; «Луншан»(Альфа) -"Взлёт дракона"; «Хэвей»(Бета)- "Мощь тигра"; «Фэйдин»(Гамма)-"Летящий гром"; «Цедин» ( Дельта) -"Повелевающий молниями".
Кроме Армстронга две подобные канонерки «Фушэн» и «Цзяньшэн» построил для Китая британская верфь Дж.Лэрда. Еще пару ренделов китайцы построили сами.
Дальнейшим развитием ренделовских канонерок стали первые ренделовские крейсера, из первых трех два, «Чаоюн» и «Янвэй», были в 1880 году заказаны китайским правительством. Технически крейсера представляли собой гибрид двух канонерок и при большем тоннаже и скорости несли уже два крупнокалиберных орудия. Это были более устойчивые артиллерийские платформы.
Класс «Альфа»: «Луншан»(«Лун Сян», Longxiang, Lung Shang, Lung Hsiang, 龍 驤) и «Хэвей»(«Ху Вэй», Ho Wey, Hu Wey) («Альфа» и «Бета»). фирма Армстронг, Великобритания. Заводские номера №327 и 328. Заложены 21.09.1875. Спущены на воду 23.02 и 13.04.1875. Введены в строй 8.06 и 8.10.1876 г. Списаны в 1895 г.
Водоизмещение 340/420 т. Длина 35,05/35,4 м, ширина 7,95/8,23 м, средняя осадка 2,13 метра. СУ двухвальная, горизонтальные компаунд-машины, Мощность 235 л. с. Скорость 9,5- 10 узлов. Уголь 40/50 тонн. Экипаж от 30 до 40 чел. 11-дюймовое (280-мм) орудие весом в 26,5 т. 2-76мм скорострельных орудия.
Класс «Гамма»/«Дельта»: «Фэйдин»(«Фэй Тин», Feiting) и «Цедин»(«Цэ Тиен», Tse Tien, Tso Ting, Tsche Tien,Cedian) («Гамма» и «Дельта»). фирма Армстронг, Великобритания. Заводские номера №334 и 335. Заложены 27.12.1875. Спущены на воду 14.06 и 23.06. 1876. Введены в строй 27 и 26.12. 1876 г. Списаны в 1893 после аварии и в 1933 соответственно.
Водоизмещение 420 тонн. Длина 36,58 м, ширина 9,14 м., средняя осадка 2,44 метра. СУ двухвальная, горизонтальные компаунд-машины. 2 циллиндрических котла. Мощность 270- 300 л. с. Скорость 9,6 узлов. Уголь 50/60 тонн. Экипаж от 30 до 40 чел. 12-дюймовое (305-мм) орудие весом в 38 т. По другим данным-12,5 дюймов(317 мм) Дополнительное вооружение- два 57-мм 9-фунтовых орудия, 1 картечница
Класс «Эпсилон»:«Чжэньбэй» («Чэнь Пей», Chen Pei , 鎮北), «Чжэньдун» («Чен Тунг», Chen Tung, 鎮東), «Чжэньси»(«Чэнь Ци», Chen His, 鎮西), «Чжэньнань»(«Чэнь Нань», Chen Nan, 鎮南) («Эпсилон», «Дзета», «Эта», «Тета»; Epsilon,Zeta, Eta, Theta). фирма Армстронг, Великобритания. Заложены на верфи «C. Mitchell & Co» 9 сентября 1878 г. как «Epsilon», «Zeta», «Eta» и «Theta» (заводские номера №374-377). Спущены на воду 20.01, 22.03, 5.02 и 27.03.1879. Введены в строй 9.07.1879 г. Захваченные японцами 14 февраля 1895 года в битве при Вей-Хай-Вэй, они были включены в состав Императорского японского флота под названиями«Чин Хоку»(Чин Пей), «Чин То», «Чин Сей», «Чин Нан» и соответственно. Списаны 1907-1909.
Водоизмещение 400/440/490 тонн. Длина 38,13/38,7 м, ширина 8,84 м., средняя осадка 2,89 метра. Мощность 350-380 л. с. Скорость 9-9,5 узлов. Экипаж 27-60 чел. 11-дюймовое (280 мм/23) орудие весом в 38 тонн. Дополнительное вооружение-два 76-мм орудия
Класс «Йота»: «Чжэньбень»(«Чен Пьен»,Chen-Pien) и «Чжэньчжун»(«Чен Ченг»,Chen-Chung) («Йота» и «Каппа»). фирма Армстронг, Великобритания. Заложены 2 июня 1880 г (заводские номера 411 и 412). Спущены на воду 31.12.1880 и 9.12. 1880. Введены в строй 29 и 27 апреля 1880 г. соответственно.
Водоизмещение 440 /500 т. Длина 38,1м. ширина 8,84 м., средняя осадка 2,89 метра. Мощность машины 400 л. с. Скорость 10-10,5 узлов. Экипаж 28 человек. 11-дюймовое орудие весом в 35 тонн, две 12-фунтовые пушки
«Хайдзинчин» (по другим данным «Чжэньхай»(«Чэнь Хай»), возможно, название изменили, «Лямбда»). фирма Армстронг, Великобритания. заводской номер №413. Заложена 2 июня 1880 г. Спущены на воду 22.12.1880. Введена в строй 28.04.1881 г.
Водоизмещение 450/500 т. Длина 38, ширина 8,8 м. Мощность машины 380 л. с. Скорость 10,4 узла. 11-дюймовое орудие весом в 35 тонн, две 102 мм пушки, 2 картечницы.
Захваченные японцами 17 февраля 1895 года в битве при Вэй Хай Вэй, они были включены в состав Императорской японской армии под названиями «Чин Чу», «Чим Пьен» и «Чин Хай» соответственно. Списаны 1907-1909.
Канонерки незначительно различались между собой размерами корпуса, мощностью паровой машины, весом и калибром главного орудия. Всего различают 4 серии. Водоизмещение составляло от 350 до 450 тонн, длина 35-40, ширина 8-9, осадка около 2,9 метров. Бронирование в виде дополнительного стального листа 12,7 мм имели рубка и щиток орудия, бруствер орудия 9,5 мм, палуба (над погребами) 4,75 мм. Двигатель-горизонтальные паровые машины-компаунд «R. & W. Hawthorn Leslie» мощностью до 400 л.с. с двумя цилиндрическими огнетрубными котлами, работающие на 2 вала. Скорость хода до 10 узлов, задним ходом до 9 узлов. Дальность плавания: 1400 миль.
На испытаниях первые четыре канонерки показали 10,2 уз при индикаторной мощности 472 л.с., две последних – 10,4 уз при 455 и.л.с.
Экипаж-до 60 человек. К началу войны экипаж «Чжэньчжун», «Чжэньдун» и «Чжэньбэй» состоял из 55 чел., остальных – из 54 чел. (на каждые 2 корабля приходилось по одному медику). Запаса угля в 50/ 60 тонн хватало только для прибрежного плавания. Две легкие мачты (передняя установлена прямо над главным орудием) несли парусное вооружение марсельной шхуны.
Вооружение -на полубаке за полукруглым щитом крупнокалиберная нарезная дульнозарядная пушка. Для перезарядки орудия оно опускалось на гидравлическом подъёмнике в подпалубное пространство, где ему в дуло закатывали на тележке два полузаряда и снаряд весом 250 кг. Кроме того ставили пару мелкокалиберных орудий и до 4 митральез. Первые четыре корабля имели по две 12-фнт. казнозарядных пушки, на двух класса «Йота» их заменили на 4-дюймовые казнозарядные орудия.
Данные по главному калибру в источниках противоречивы. Зарубежные источники дают примерный расклад по сериям- «Альфа»-11 дюймов, «Гамма»,«Эпсилон»,«Йота»-15 дюймов. В нашей Морской справочной книжке указан более реальный вариант-для первой пары -26,5-тонные 11 дюймовки, для второй- 38 тонные экспериментальные 12,5 дюймовки, а для остальных-35 тонные 11 дюймовки. 11-дюймовое 280 мм/23 35-тонное нарезное дульнозарядное орудие Армстронга использовало снаряд весом 243 кг, заряд 106,7 кг, начальная скорость 555 м/с). Брук подтверждает эти данные.
Корпус короткий и широкий низкобортный, железный или стальной (поздние серии). Четыре водонепронициаемые переборки. Обводы носа и кормы были похожи для лучшей манёвренности, для этого же было два руля - один из них на носу, полный разворот на 360 градусов лодка делала за три минуты. Имелись две мачты с парусами.
«Гамма» и «Дельта» («Фэйдин» и «Цедин») строились по улучшенному проекту, с более мощным орудием. Хотя получили более мощную машину, показали более низкую скорость. Отличались плохой остойчивостью. На «Чжэньбень» и «Чжэньчжун» была увеличена мощность машины, скорость возросла до 10,5 узлов, главное орудие было облегчено.
К началу франко-китайской войны (1884—1885) «алфавитные» канонерки наряду с двумя ренделовскими крейсерами были самыми современными кораблями китайского флота. Но хотя это было полтора десятка 11-12 дюймовых орудий ( французские броненосцы в Тихоокеанской эскадре имели максимум 240 мм пушки), однако китайские корабли были распределены по четырем флотам.
Отношения с Францией обострились летом 1884 года, у китайских берегов появилась французская эскадра. Угроза нападения заставила командующих китайскими флотами увести основные силы вверх по течению рек, занимая более выгодные позиции для обороны и прикрывая крупные центры, Пекин и Нанкин.
В июле 1884 года эскадра адмирала Себастьяна Леспе (броненосцы «Ля Галлисоньер», «Триомфан» и два малых авизо) заняла позиции в Бохайском заливе для нападения на Бэйянский флот в Чифу (ренделовские крейсера «Чаоюн», «Янвэй» и шесть «алфавитных» канонерок). Китайцы отошли к Дагу, в устье реки Пейхо, но приказа об атаке из Парижа Леспе не получил.
Наньянский флот свои четыре «алфавитные» канонерки разместил у Шанхая, перекрыв проход через реку Хуанпу.
Но свой удар французы нанесли по Фуцзянскому флоту, укрывшемуся на реке Миньцзян для прикрытия Арсенала в Фучжоу. Беспрепятственно поднявшись по реке мимо китайских береговых фортов еще до начала войны, французы расположились напротив китайского флота, а получив приказ, неожиданным ударом разгромили расслабившихся китайцев. Все корабли Фуцзянского флота были потоплены, в том числе и обе канонерки ренделовского типа.
По крайней мере угрозу со стороны крупнокалиберных пушек канонерок французы оценивали как реальную и в следующем столкновении у Чжэньхая в устье реки Юнцзян близ Нинбо в феврале 1885 года, где эскадра адмирала Курбэ блокировала основные силы Наньянского флота, на атаку французы не решились. У китайцев там были не только две ренделовские канонерки, но и три современных крейсера, «Кайдзи», «Наньдин» и «Наньчин». Курбэ решил не испытывать на себе их боевые возможности.
Пока Наньянский и Фуцзянский флоты на юге терпели поражения от французов, Ли Хунчжан использовал корабли Бэйянского флота для решения политических вопросов на севере. Ренделовские канонерки вместе с новейшими крейсерами «Чаоюн» и «Янвэй» демонстрировали непреклонную мощь империи Цин в Корее, где обострились отношения с Японией. После сосредоточения китайских кораблей в начале 1885 года в Чемульпо японцы пошли на компромисс. С японцами соглашение подписали почти одновременно с французским мирным договором.
Японцы, кстати, китайской демонстрацией прониклись, вскоре у «Чаоюнов» появился систершип в японском флоте-«Цукуси», а на японских верфях была заложена серия из четырех канонерок типа «Майя» по образцу ренделовских.
Последующее десятилетие китайский флот активно рос, в основном за счет заказа кораблей за рубежом для Бэйянского флота. Бэйянский флот пополнился двумя броненосцами, тремя броненосными и тремя бронепалубными крейсерами. В 1888 году на комплектование экипажей новых кораблей были переведены моряки с устаревших ренделовских канонерок. К началу 90-х из шести канонерок боеготовы были только две.
Другим флотам пополнений почти не доставалось и ренделовские канонерки оставались в строю. В Арсенале Фучжоу достроили заложенные еще до войны с Францией две канонерки типа ренделовских - «Хайдуншэн» и «Хайдунхунь» (430 т., композитный корпус, облегченное 11-дюймовое орудие Армстронга весом в 11,5 т).
В 1893 году потерпела кораблекрушение и была списана служившая в Наньянском флоте канонерка «Фэйдин».
Последней войной китайских «алфавитных» канонерок стала война с Японией 1894-1895 годов. Они сопровождали флот адмирала Дин Жучана во время похода к устью реки Ялу для высадки десанта. 17 сентября 1894 года Бэйянский флот столкнулся с Объединенным флотом Японии. У китайцев было четыре канонерки, в ходе сражения они прикрывали китайские транспорты в устье реки. Когда к концу боя японцы, израсходовав боекомплект, отошли, канонерки «Чжэньнань» и «Чжэньчжун» присоединились к основной эскадре.
Когда остатки Бэйянского флота в январе 1895 года оказались блокированы в Вэйхайвэе, канонерки «Чжэньнань», «Чжэньбэй», «Чженьси» и «Чжэньбянь» применялись для обстрела 30 января фортов на южном побережье бухты, которые уже были захвачены японцами. Тогда у японцев погиб командир штурмовой колонны генерал Одер.
Интересно, что японские войска наступали в это время при поддержке канонерок типа «Майя», практически одноклассников китайских ренделов. Но дошло ли до дуэлей, история не сохранила.
1 февраля китайские войска сдали Вэйхайвэй, остатки гарнизона и Бэйянского флота вместе с тысячами бежавших от японцев горожан, укрылись на острове Люгундао, где, укрепив позиции, собирались ждать помощи от Императорской армии.Только помощь не пришла.
Адмирал Дин Жучан принял решение о капитуляции.
12 февраля 1895 года канонерка «Чжэньнань» под белым флагом доставила китайских парламентеров на японский флагманский крейсер «Мацусима». Адмирал и большинство высшего руководства покончили жизнь самоубийством. Японцы позволили нескольким тысячам солдат и гражданских свободно покинуть Люгундао.
14 февраля, по условиям капитуляции, все китайские корабли были переданы японцам, в том числе и все шесть «алфавитных» канонерок. Капитан В. Витгефт (будущий адмирал, написавший исследование по японо-китайской войне), считал, что эти канонерки очень пригодятся японцам при прорыве к Пекину по реке Пейхо.
«В руки японцев достался, однако, богатый и необходимый им материал — канонерки. Они им пригодятся для работы на реке Пейхо».
Однако цинское правительство вскоре капитулировало и обошлось без похода на Пекин.
Японцы, как всегда, бережно отнеслись к трофейным кораблям. Канонерки были зачислены в Императорский флот под теми же именами, только в японской транскрипции- «Чинпей», «Чинто», «Чинсей» , «Чиннан», «Чинчу» и «Чинхоку». Однако «280-мм снаряды к ним оказались очень ржавыми и негодными к употреблению, а новых японцы из экономии так и не заказали». Тем не менее, модернизировать корабли японцы не стали, заказывать новые снаряды тоже. Лодки зачислили в резерв и использовали лишь для больших маневров апреля 1900 года. При этом лодки были приписаны для обороны баз, «Чинто» и «Чинхоку» - Йокосуки, «Чиннан» и «Чинсей» - Сасебо, «Чинпей» и «Чинчу» - Куре.
«Чинчу» и «Чинхоку» кроме этого направлялись для патрулирования Бохайского залива во время восстания ихэтуаней в Китае.
Во время русско-японской войны (1904—1905) «алфавитные» канонерки были оставлены в водах метрополии и использовались только для охраны портов. Сразу после войны они были исключены из состава флота и в 1906-1907 годах разобраны.
У китайцев «алфавитные» канонерки остались только в южных флотах. О их судьбе известно мало. Например в 1901 году «Хайдзинчин» («Лямбда») кантонского флота прошла перевооружение, вместо 280 мм она получила две 180 мм пушки Виккерс. Прошли ли перевооружение остальные канонерки, неизвестно.
Большинство лодок было списано в 1910-1911 годах, однако канонерка «Цедин» числилась в составе флота Китайской республики как минимум до 1933 года.
Китай стал обладателем одной из крупнейших флотилий канонерских лодок ренделовского типа (Британская империя имела их почти полсотни, около десятка имели Россия и Германия)- более 15 штук. В течение одного-двух десятилетий это были грозные корабли береговой обороны, их опасались вполне солидные полноценные броненосцы. Увы, случай проверить эффективность в бою выпал только раз, именно китайскому кораблю. И ...не получилось. Тем не менее свою задачу эти кораблики выполнили.
Их недостатки стали продолжением достоинств-небольшие размеры, затрудняющие поражение и обнаружение, не давали возможность обеспечить скорость и мореходность, бронирование и устойчивость при стрельбе. Крупнокалиберная артиллерия той эпохи требовала для перезарядки слишком много времени. Поэтому ставка была на один удачный выстрел.
Но.. тогда это было дешево и сердито. И работало по крайней мере в качестве потенциальной угрозы.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам