Меня последнее время очень раздражают «купцы». Нет, не граждане, занимающиеся торговлей. А люди, внезапно и без спросу возомнившие себя покупателями в области личных отношений. Вот несколько примеров такого «купечества».
«Внешность - главный ресурс и товар женщины. Женщина с привлекательной внешностью обладает большей ценностью на брачном рынке и может просить за себя дороже» - заявляет умудренный опытом развода гражданин из интернета.
«В итоге цена на абсолютно бесполезную и не нужную женщину взлетают до небесных высот. Это обычные спекуляции как в своё время было с тюльпанами в Нидерландах в новое время. Или в Незнайке на Луне с обществом гигантских растений» - сетует другой товарищ.
"Мы – товар, мужчина – купец. Мужчина смотрит на внешний вид товара, при этом женщина должна быть статусная, с хорошими корнями и родословной» - вторит им телевизионная сваха со спорной репутацией Роза Сябитова.
А обычные люди, наблюдающие за этим процессом, потихоньку обалдевают: получается, вокруг действительно царит «рынок», в который нас всех вписали без нашего согласия? Или все-таки дело обстоит немного по-другому?
- Брачный рынок в истории
Давайте признаемся честно: дыма без огня не бывает. Поэтому мы не будем делать вид, что товарно-денежного компонента в отношениях мужчин и женщин никогда не существовало.
Женихи и невесты раньше действительно подбирались родителями, больше исходя из практических соображений, чем из любовных. Например, обедневший дворянин-сынок мог поправить дела промотавшейся семьи женитьбой на состоятельной мещанке (см. картину Пукирева). Особенно, если за нее дают хорошее приданое.
В данном случае не совсем понятно, кто товар. Невеста, жених или дворянский титул жениха, который и стал предметом торга. Ну а «женский капитал» тут не броская внешность, упакованная в призывный леопард. А вполне конкретные вещи – деньги, посуда, простыни, пододеяльники, полотенца… И не дай бог чего-то недосчитаться. Конфуз выйдет: цветочек жениха сорвали, а полотенец не доложили!
- Брачный рынок после революции
Понятное дело, что говорить об СССР в целом и для всех мы не можем – слишком большой промежуток времени имеется в виду, слишком разные в нем были тенденции. Но все-таки глобальный тренд выделить можно – это тренд на равенство людей. Это равенство в зарплатах, условиях жизни, а, соответственно, и во внешнем виде не могло не сказаться и на отношениях. Обсуждать материальную заинтересованность кого-либо в браке было неприлично.
Люди в советское время женились относительно быстро (из-за осуждения добрачных связей), и достаточно рано. Это не лучшая почва для «товарно-купеческой» позиции.
Брачный рынок в лихие 90-е
А вот в 90-е рухнул «железный занавес», и в страну потоком хлынуло нечто новое, что практически отсутствовало раньше. Это конкуренция, причем часто конкуренция в ее худшем виде. Стихийно начали складываться дикие рынки всего, люди пробовали вкус свободы, а победившим в жизненном соревновании мужчинам требовалось как-то утверждать свои победы. Другими словами, чем-то хвастаться. Этим чем-то стали дома, машины, и… женщины.
Самоутвердиться при помощи женщин можно было двумя путями. Либо стать обладателем самой красивой женщины (именно тогда началось увлечение сомнительными модельными агентствами и сомнительными же конкурсами красоты). Либо «прогнуть» как можно больше женщин.
Как-то в личной беседе один из «королей» того времени поведал о том, что хотя имел неограниченное количество денег для любого ухаживания, предпочитал заставить женщину быть рядом: угрозами, шантажом или силой. Так оно азартнее. Для меня этот период – темная страница в истории. Хоть и не лишенная своеобразной романтики.
Ну а потом, на подготовленное уже сознание, сумевшее воспринять женщину, как вещь, легла мысль о «выгодной продаже» этой вещи. Так прямо она не звучала, конечно, была прикрыта флером красивой жизни, но…
Кстати, мне кажется, что увлечение всякими «Как выйти замуж за олигарха» происходило не столько от меркантильности, сколько от отсутствия альтернатив и социальных лифтов в обществе. И хорошо ложилось на массовую психологическую травму, допускающую отчуждение себя от собственного тела.
И мне радостно видеть, как постепенно раны заживают. И женщины избавляются от отношения к себе, как к объекту. Как ищут пути для самостоятельного продвижения и заработка… Как совершают революцию новые стандартны красоты – более человеческие, более направленные на самих женщин, что ли. А не на то, чтобы женщинами хвастаться и соревноваться.
Но больше всего я рада видеть недоумение и одиночество «купцов». «Купцы» эти как-то умудрились возомнить себя «покупателями» ровном месте. Не имея ни денег, ни влияния, ни титулов, они всех женщин пытаются «вписать в рынок» - так им спокойнее. Когда все продается, то есть надежда – вдруг где-то выкинут просрочку? Вдруг накоплю? А правда – она незамысловатая. Рынок этот и товары в нем существует только в их голове, что и показывает упрямый факт: большинство таких "купцов" – одиноки, с ними не хотят иметь дело даже те женщины, которые позитивно относятся к идее «брачного рынка». А факты – упрямая вещь.