Духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим Романцев имел особый духовный дар - умение вызвать человека на откровенность во время исповеди. Его советы и наставления для многих были и остаются самыми добрыми.
Он говорил:
Учитесь переносить приятное с благодарением, неприятное – с молитвой покаяния, все же вообще – с преданностью Богу и благодарением, повторяя: «Слава Богу за все!
Любое старчество - подвиг. И этот подвиг - фундамент духовной жизни. Школа подвига для старцев Глинской пустыни была их родная обитель.
Во время свой жизни, старец Серафим сначала нёс послушание в монастыре, как духовник. Когда монастырь закрыли, то он подвизался в горах Абхазии, где образовалась монашеская община. Его доброта и любовь, особенно в нелегкие годы, помогали всем, кто окружал его и они уверенно держались за своего пастыря.
Его поучения всегда актуальны, что неудивительно, так как вера православная всё та же, Христос тот же, это мы лишь хотим всё по-своему, да по-проще:
Руководствоваться словом Божиим всегда и во всем необходимо, наблюдая за тем, чтобы вера жизнью свидетельствовалась. Духовные богатства возрастают в терпении, а терпение испрашивается молитвой. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели. В церкви старайтесь стоять не «бездушной головешкой», а слушать, что читают и поют. Нельзя разговаривать, а любящим поговорить можно сделать замечание, только без раздражения.
Батюшка говорил о том, что человеку просто необходимо выработать привычку каяться сразу, здесь и сейчас, как только понял, что совершил грех.
Так же отец Серафим считал, что осуждающий всегда разделяет участь и ответственность с согрешившим. Потому всегда рекомендовал даже не мыслить о том, кто какой: хороший или плохой.
Когда тяжело вспоминать прошлое, лучше только покаяться в том, что было плохого, и больше об этом не думать. Чтобы не унывать и не расслабляться от этого – «вспоминай примеры великого милосердия Божия и к великим грешникам. Главное: не осуждай, не завидуй, знай себя и будь с Богом.
Старец наставлял чрезмерно не радоваться, но особо и не скорбеть. Бывает у человека возникает безумная радость или чрезмерная скорбь, когда "накрутит" себя человек. Вот здесь он советовал держаться середины:
Указан всем узкий путь в Евангелии, но есть на нем помощь и утешение – в молитве. Кто бы где бы ни был – без скорбей не прожить. Вооружайтесь терпением.
Придут порой и жалуются батюшке: - Вот, старцев нет, не спасёмся... А это ещё были послевоенные годы. А старец им отвечает:
Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других. Не имеющий скорбей не имеет спасения.
Просто и понятно. Человек сразу приходит в себя, не требует уже особого духовника или наставника, понимает, что всё идёт так, как Господь каждому устроит по силам.
Во все времена люди просили спокойствия и тогда приходили говорили ему:
- Так хочется спокойной жизни, тишины, мира... Когда это время уже настанет?
Отец Серафим так и ответит:
В наши дни, среди суеты и многопопечительности, трудно молиться. Поэтому надо учиться молиться короткими молитвами (можно Иисусовой), читая их, когда можно, вслух, только внимательно, не спеша, не механически. Не давать воли уму и языку. Ум занять чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и при всех обстоятельствах, а язык укрощай благоразумным молчанием. Не требуйте от других совершенства, не ищите правды у них. Требуйте только от себя и поймете, как всем трудно. Требовательность (к другим) больше разрушает, чем созидает... За то, что мы не так живем, как надо, будем себя осуждать и просить у Господа прощения и милости. Поревнуем мытареву смирению – и довлеет нам.
Наша жизнь всегда сложная и непостоянная, от того что ропщем, отвергаем волю Божию, не имеем смирения. Старцы на своем опыте всё это прошли и потому не просто так написаны их духовные завещания и наставления для нас. Они по ту сторону жизни всё ещё хотят образумить нас, наставить на путь истинный.
Отец Серафим, и сейчас как бы, говорит нам, живущим в этом веке:
Прошу вас не унывать, но и о своем спасении не обнадеживаться, что, дескать, Господь Бог не ради праведников, но ради грешников с небес на землю сошел, дабы их спасти, посему и вас и меня, грешного, спасет... Мы не так ныне живем, как праведные отцы и матери, за то должны в мысли своей осудить себя и сказать: «Горе нашему нерадению, горе нашему ленивству, горе нашему нетерпению, горе нашему непослушанию» – и прочее. ...Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения, и весь труд его ни во что, потому вы ревнуйте более мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания... Скажу же коротко, что для каждого живущего в мирской обстановке лучше всего и безопаснее проходить первый образ умной молитвы, то есть непрестанно произносить, если никого нет, вслух слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Старайся на всяком месте иметь в устах это сладчайшее имя Иисусово. Его всегда ищи, о нем всегда помышляй. Возлюби это, насколько можешь, и получишь от Господа разум и силу... чтобы победить вражию силу, и сподобишься неизреченного в этот и в будущий век.
Будем стараться соответствовать званию христианина, исправляться и идти навстречу вечности, где Христос Спаситель и все святые Его и Ангелы.
В заключении, завещание старца Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцева). Оно очень краткое, но в нём содержится всё:
“Прошу: молитесь об оставлении многих моих грехов, да по милости Божией благословение Его святое будет мне на новое жительство, да получу от Бога милость. Помяните любовь мою к вам, ради которой я пренебрегал собственною моею пользою, но всегда искал только вашу пользу. Всем вам сострадал и во всякой скорби вашей сочувствовал вам, но вместе с тем иногда, по ревности ко спасению вашему, грешил я гневом, укорял вас, хотя и от чистой любви, желая спасения душам вашим…”
Спасибо всем за внимание! До встречи на нашем канале!
Храни Вас Господь!