Друзья, у нас в музее проходили практику прекрасные ребята – студенты Московского государственного институту культуры. Они подготовили текст для этого поста. Перед вам история трёх мест, которые в пределах нынешней Москвы уже составляют часть городской застройки. Все эти картины будут участвовать в экспозиции новой выставки «Цвет Москвы. Люди, город, колорит», которая открывается 22 апреля. Итак, слово нашим молодым культурологам:
Мы предлагаем вам посмотреть сквозь призму времени на Москву, изображённую на наших картинах.
✅ Первой картиной, о которой мы расскажем будет пейзаж, написанный Василием Егоровичем Раевым (1808–1871) - “Вид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе графов Шереметевых Останкино при утреннем освещении” около 1858 г.
Вы видите пейзажное изображение знаменитой московской усадьбы – «Останкино». Художник В. Е. Раев написал цикл поэтических пейзажей в окрестностях Москвы в 1850 – 1860-х годах. Некогда знаменитая своим театром-дворцом и спектаклями шереметевская усадьба представлена не в лучшие для нее годы. Огромный театр-дворец, сооруженный в 1790-м г., и парк пришли в запустение. Художник пишет живописную панораму, где доминирует церковь Живоначальной Троицы XVII в. у пруда, подчеркивает пустынность окрестностей.
Василий Егорович Раев, как и Тропинин, был крепостным, но в 31 год получил вольную и благодаря финансовой поддержки графа Перовского уехал в Италию, а через три года получил средства на продление срока художественной стажировки от Академии художеств.
В данный момент времени вокруг усадьбы Останкино обустроен парк и неподалеку построен одноименный телецентр.
✅ Вторая картина, о который мы расскажем также принадлежит кисти В.Е. Раева - “Вид села Медведково.”
Село Медведково, родовое имение князей Пожарских, располагалось на берегу Яузы к северу от Москвы.
Распространённое мнение, что своим названием Медведково обязано окружающим лесам, где водилось множество медведей, — ошибочно. Своё название получило в XVII в. от находившегося здесь раньше села Медведково. Это село было известно с начала XVI в. как владение боярина князя Василия Фёдоровича Пожарского по прозвищу Медведь (в просторечии — Медведок; отсюда и название). Таким образом, первоначально село Медведково — родовое имение князей Пожарских, которое было в то время популярным охотничьим местом. В дальнейшем история получила развитие после изгнания поляков из Москвы в 1612 г: князь Дмитрий Михайлович Пожарский (приходившийся праправнуком брата «Медведка») на пустоши, в которую превратились эти земли в Смутное время, ставит свой боярский двор, усадьбу, две мельницы на реках, и по традиции того времени деревянную церковь.
К концу своей жизни Д. М. Пожарский построил там уже каменную церковь Покрова Божьей Матери в честь освобождения России от польско-литовской интервенции. Церковь - один из редких образцов средневековой русской архитектуры, которая часто упоминалась в учебниках. В данный момент времени церковь окружена парком.
Впоследствии у села Медведково было много других владельцев. В 1687 г. хозяином Медведково становится князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи. При его участии был отлит новый колокол для церкви, с надписью на нём о вечном праве нового хозяина Голицына на медведковские земли. Однако с приходом к власти Петра I были уничтожены и сосланы многие сторонники царевны Софьи, и в том числе В. В. Голицын. Медведково было конфисковано, описано и передано боярам Нарышкиным, родственникам матери царя. Они мало заботились о своём имении, и оно часто переходило из рук в руки и постепенно пришло в упадок.
После строительства Ярославской железной дороги район становится популярным дачным местом. Сюда в XIX в. стали часто приезжать для отдыха и занятий творческим трудом известные художники и писатели.
✅ Третья картина, о которой мы вам расскажем является работа неизвестного русского художника середины XIX в. «Москва. Вид на Кремль и храм Христа Спасителя» (1840-е-1850-е гг.)
Мы видим старинную белокаменную Москву, которая отдаленно напоминает то, что есть сейчас - гранитные набережные, мосты и сам храм-новодел 90-х годов, да и Кремль без побелки блистает цветом красного кирпича.
Спасибо что прочитали нашу статью до конца, надеемся, что она вам понравилась.
А какие вы знаете места, изображенные на картинах, которые изменились за прошествии лет пишите в комментариях.
Ваш #музейтропинина
#музеимосквы #ялюблюмоскву #тропинин