- Какую проблему решает продукт и почему он решает ее в десять раз лучше существующих способов решения этой проблемы?
- Что необходимо сделать для того, чтобы обслужить первого клиента?
- Откуда будем привлекать клиентов?
- С кем будем вступать в партнерские взаимоотношения?
- Какова структура расходов: на что пойдут первый бюджет, выданный на проект?
- Какова классификация рисков: почему мы можем закрыть проект через полгода?
- Почему может закрыться?
Вопросы и решение от кандидата для тестирования и найма product owner на примере проекта по аренде детских товаров. Может пригодиться HR службе.
Но помните: Выводы делает каждый сам для себя!
Будет цикл подобных статей. Ссылки на другие кейсы ищите на канале.
Пример решения кейса от кандидата. Общее содержание оставлено в исходном виде. Отредактировано для удобного чтения.
Какую проблему решает продукт и почему он решает ее в десять раз лучше существующих способов решения этой проблемы?
Проект решает проблему обеспечения молодых семей всем необходимым для своего ребенка. Как известно, дети растут крайне быстро и то что было нужно вчера сегодня уже не нужно. Вещи для детей дорогие, особенно качественные, эргономичные и безопасные для детского организма с точки зрения экологии. Достаток в семьях не всегда позволяет купить такие вещи ребёнку. Далее, после того как вещь не нужна, она либо лежит на “полке”, либо в разы дешевле продается другим.
Поэтому проект, на мой взгляд, решает несколько проблем для родителей:
- Позволяет обеспечить всем необходимым своего ребенка на время его роста, также арендовать весь необходимый набор вещей в пакетном предложении, что важно, если молодая семья не до конца понимает, что именно им будет нужно для обеспечение ребенка.
- Позволяет не тратить гигантские средства на покупки
- Позволяет арендовать безопасные, исправные, проверенные вещи с удобной логистикой доставки, обслуживания и возврата
- Решение глобальной задачи (тренд последних лет) - переиспользование вещей, оптимизация расходов на производство, уменьшение влияния на экология, как следствие. Вторичное потребление спасает планету.
Почему проект в x10 лучше чем существующие решения?
В явном виде сейчас это не указано, но можно разработать это позиционирование и представить как преимущество, которое будет способствовать принятию клиента решения об аренде. Часть можно взять из 4-ех пунктов указанных выше.
Я бы ещё добавил:
- Исключение ошибок в случае неверного выбора товара (можно сдать обратно без потерь, обменять)
- Логистика (Привезем-увезём)
- Чистота-гигиена (Здесь нужно будет работать с доверием клиентов, привлечение и демонстрация процесса дезинфекции и т.д.)
- Конечно, преимущества в экономии средств, которые так важны молодой семье.
Что необходимо сделать для того, чтобы обслужить первого клиента?
1. Привлечение -> 2. Подбор, консультация по товарному предложению -> 3. Простое заключение договора, прием средств, предоставление удобной возможности оплаты, т.к. сервис 4. Обеспечение логистики
В целом для обеспечения первой продажи не обязательно выстраивать все необходимые системы автоматизации (CMS, CRM, 1C, логистика и т.д.). любая автоматизация и сервис должны появляться исходя из описанного УПР для обеспечения соответствия запросу клиента. Если объем продаж позволяет какие-то процессы делать вручную, то на каком-то этапе проекта это можно делать вручную.
Откуда будем привлекать клиентов?
Отступление
Сегментация необходимых вещей по возрастам известна: дети до 1 года, от 1 до 3, от 3 до 7, от 7 до 14, старше 14 лет. Под эти сегменты можно ориентировать товарную линейку, маркетинг и сам проект.
Можно смотреть в несколько сторон. Если это offline, то можно смотреть в места где обитает целевая аудитория: роддомы, детские сады, школы, детские кружки. Эти места можно воспринимать как партнёрские каналы, к п. 4.
Если это online, то /в зависимости от стадии развития проекта/. На старте - это платная реклама, таргетинг на тематические группы в соц. сетях, по целевой аудитории, по сайтам конкурентов, можно попробовать выложить каталог на агрегаторы, как Авито, в виде магазина и т.д. Далее применение и развитие всего классического инструментария performance marketing. Разработка программы лояльности, рекомендательной системы для молодых родителей, т.к. те общаются в своем сообществе молодых родителей, для того чтобы у них было ещё больше мотивации работать с Рентики и возвращаться туда.
Далее масштабирование, доработка проекта, например, до сервиса, который не владеет самими товарами, а предоставляет тематическую площадку, т.е. тематический вертикальный маркетплейс со своими экспертами и т.д. Данный подход - тренд 2021-2022 года и будет только усиливаться.
С кем будем вступать в партнерские взаимоотношения?
Из п.3 - развитие партнерских отношений offline площадками (сады, роддома, поликлиники, школы, детские кружки и т.д.). В этих же местах можно искать Поставщиков товаров для увеличения SKU.
Службы логистики - для снижения издержек на логистическую часть обеспечение Бизнес процесса.
Владельцы складских помещений: может быть не нужен один склад, а понадобится несколько распределенных по Москве и МО, что будет стоить дешевле на обеспечение.
Бизнесы по продаже необходимых вещей для возможного выкупа БУ, либо уцененных вещей, который подходят для Рентики, далее организация общий Акций и Комаркетинга.
Какова структура расходов: на что пойдут первый бюджет, выданный на проект?
Постоянные:
- Тех.инфраструктура: хостинг, эквайринг и т.д.
- Склад (В текущей реализации)
- ФОТ (Персонал. Необходимо более глубокое погружение, чтобы понять что именно есть и кто именно на данной стадии требуется. Возможно, уже есть купленные вещи т.д.)
Переменные:
- Подбор первой линейки SKU для обеспечения первых заказов под целевую аудиторию.
- Склад/Логистика
- Маркетинг и разработка
Если проект на старте, будут необходимы все наработанные материалы. Основная статья расхода предварительно будет Закупка и расход на платную РК. Далее, от объема продаж, будет необходимо понимать что лучше развивать: сам сервис, товарную линейку, логистику или ещё какое-то направление.
На старте я бы брал дельту 3 мес. Далее пересматривал входные условия, т.к. на этапе startup все может быстро меняться.
Какова классификация рисков: почему мы можем закрыть проект через полгода?
Приведу SWOT анализ по данному кейсу
Далее разработка дорожной карты в соответствии с этими данными:
- SO - как использовать сильные стороны для максимизации возможностей?
- ST - как использовать сильные стороны для минимизации угроз?
- WO - как минимизировать слабые стороны, используя возможности?
- WT - как минимизировать слабости и избежать угроз?
P.S. К данному кейсу будет актуально дать ссылку на статью с канала
Почему может закрыться?
Частично есть ответы в swot анализе. Основной проблемой на старте вижу высокие операционные расходы на обеспечение полного цикла по Бизнес процессу. Необходим расчет объема аренды(продаж) до выхода на самоокупаемость и расчеты по маркетинговой составляющей для понимания бизнесовых меткик (ROI, LTV, CAS, COST и т.д.).