Найти тему

Вербное воскресенье на гравюре из собрания Звенигородского музея.

В прошлом году Звенигородский музей получил в дар офорт, изданный в 1719 г. в Лейдене Питером ван дер Аа с рисунка Николааса Витсена в качестве иллюстрации к книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и Персию".

Офорт представляет собой изображение масштабного шествия на Красной площади в Москве XVII века. Из Спасской башни кремля выходит протяженный крестный ход, перед которым, возле Покровского собора (именно во Входоиерусалимском приделе собора совершалась торжественная праздничная служба, предваряемая торжественным крестным ходом), юноши выстилают землю тканями. Шествие начинается телегой, на которой водружено вербное дерево. В телегу запряжена лошадь, которую за узду ведет возница. Вслед за телегой с вербным деревом идут церковнослужители с крестами, хоругвями и кадилами. За ними идут три группы знатных мужей, за которыми в сопровождении двух бояр шествует царь, несущий в правой руке пальмовую ветвь. За ним на коне ("осле") восседает патриарх или митрополит, за которым следуют священнослужители с кадилами. По сторонам от процессии стоят группы народных масс, прежде всего мужчины. Находящиеся слева кланяются в сторону царя и архиерея. 

Интересна передача строений кремля. Храмы показаны достаточно схематично, но зато благодаря гравюре легко представить себе древний вид башен Московского кремля - Никольской, будущих Сенатской и Набатной, а также предтечи Царской башни. Офорт показывает и ограждение рва, проходившего по Красной площади вдоль кремлевской стены. 

Особую живость гравюре придает акварельная раскраска.

-2
-3
-4
-5

____________

#вербноевоскресенье #гравюра #краснаяплощадь #москва #XVIIвек #кремлевскаястена #московскийкремль #адамолеарий #звенигород_в_объективе #звенигородскиймузей