Александр Семениченко
Середина 70-х годов. Я допущен к работе на оперативной точке. В душе борются гордость и волнение. Хочется поскорее приступить к работе, но где-то в глубине сознания червячок грызет: «А справишься?»
И вот я на ОТ. Тщательнейшим образом осматриваю свой вертолет и выпускаю его в полет. Дня три-четыре привыкаю и успокаиваюсь. Все складывается хорошо. За эти дни внимательно изучаю все документы, регламентирующие работу экипажа вертолета на ОТ. Одна из инструкций вызывает волнение. Инструкция по действиям наземного персонала в случае неприбытия вертолета в расчетное время. В ней написано, что в случае, если вертолет вовремя не вернулся, я обязан организовать поисковые работы, оповестить КГБ, местное управление МВД, Прокуратуру и еще кого-то о случившемся. Одни только эти аббревиатуры уже вызывали нехорошие ощущения.
Прошло дней десять, я уже чувствовал себя достаточно уверенно и не испытывал волнения первых дней. Летние дни длинные, ежедневный налет стабильно составлял семь часов, рабочий день заканчивался поздно.
Заканчивается световой день, солнца над горизонтом остается полметра, а вертолета на стоянке нет. Расчетное время прибытия уже прошло. Невольно начинаю волноваться. Прислушиваюсь и наконец-то слышу где-то вдали характерный рокот Ми-4. Выдыхаю, успокаиваюсь. Через несколько минут борт заходит на посадку, но повисев несколько секунд над площадкой, садится к домику-вахтовке не носом, как обычно, а правым бортом. Двигатель выключен, лопасти несущего винта еще вращаются. Открывается дверь, из вертолета выходит бортмеханик. Пока устанавливаю колодки под колеса шасси, винт остановился. Дальнейшее вызвало у меня изумление. Сдвигается левый блистер пилотской кабины, из нее на землю спускается абсолютно голый командир экипажа и быстро забегает в вертолет. Заглянув в вертолет, вижу, как вниз по лестнице из пилотской кабины спускается второй пилот. Из одежды на нем только носки и рубашка. Вся остальная одежда пилотов, брюки, белье, носки, лежит на пассажирских сиденьях.
Позже все объяснилось. День выдался жарким, налетались досыта, возвращаясь на точку, решили присесть у пустынного озерца искупаться. До ОТ десять-пятнадцать минут лету. Чтобы не возвращаться в гостиницу в брюках с мокрым пятном сзади, решили раздеться донага. Благо место пустынное, что с высоты было хорошо видно. Окунувшись в приятную прохладу воды, ребята слегка утратили чувство времени и опомнились лишь увидев, как солнце коснулось края горизонта. Выскочив из воды, бегом кинулись в вертолет. Запуск, взлет. Бортмеханику в данной ситуации было проще всех, в его распоряжении была вся грузовая кабина, он не спеша оделся. Второму пилоту удалось надеть носки и рубашку. Командир экипажа оказался в самом неудачном положении.
В дальнейшем, набравшись опыта, я уже спокойнее относился к задержкам. В работе может возникнуть необходимость срочной незапланированной доставки людей или оборудования с одной буровой установки на другую, либо просто приходится ждать, пока одна вахта передает всю информацию своим сменщикам. По-разному бывает.