Чешский художник Альфонс Муха прославился как один из самых ярких представителей стиля ар нуво. Его изящные иллюстрации и дизайнерские работы (например, этикетки, ювелирные изделия и т.д.) стали буквально воплощением этого стиля. Будучи уроженцем Моравии (которая тогда входила в состав Австро-Венгрии), Муха стал всемирно известен. Его приглашали работать в разные страны Европы, а также в США.
Со временем сам художник постепенно начал отходить от стиля, прославившего его. Он решил, что все сделал в рамках ар нуво, его потянуло к серьезной станковой живописи. Результатом этого решения стал грандиозный цикл из 20 огромных полотен "Славянская эпопея".
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
В этом цикле работ Муха выразил свою приверженность к идее панславизма, то есть, единства всех славянских народов. Это направление общественной мысли пережило свой пик в XIX веке, но в начале ХХ века еще имело сторонников, и среди них Альфонс Муха был в числе самых ярких. Задумав свою серию картин, художник хотел в каждой из них показать какой-то важный эпизод из истории славянских народов. Каждая картина была по своим размерам огромной — 6Х8 метров. Муха работал над циклом 17 лет! Он начал его в 1911 году, завершил в 1928. Кстати, интересно, что спонсором проекта выступил отнюдь не славянин, а американский миллионер Чарльз Кейн.
Десять картин из двадцати Муха решил посвятить событиям из истории своего родного чешского народа, а остальные — значимым моментам истории других славянских народов.
Он выезжал в разные страны, чтобы на месте проникнуться духом конкретного народа. В 1913 году побывал в России и был совершенно очарован ею, ощутив тут дух "чисто византийского" славянства. Везде, где он бывал, художник делал зарисовки и фотографии, которые помогали ему потом при написании картин. Про русскую историю он написал картину, посвященную отмене крепостного права.
Основным местом работы над циклом Муха выбрал замок Збирог, который находится между Прагой и Пльзенем. Это был старинный замок, перестроенный в XIX веке, но в тот момент заброшенный. Здесь были идеальные условия для работы: большое пространство, куда можно было поместить холсты, тишина и уединение. Муха снял для работы большой зал замка, а для себя и семьи еще и жилые комнаты. Замок стоял в деревне, и ее жителей художник тоже привлек к своей работе в качестве моделей. Надо сказать, что люди с удовольствием участвовали в процессе создания его произведений.
Первые пять картин серии Муха показал в 1919 году в Праге, а в 1928 году весь цикл был подарен любимому городу.
#искусство #культура #картины #история
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Эти люди, как живые, глядят на нас из тьмы веков: фаюмские портреты
Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был