Найти тему
Иван Жилин

Blind Guardian, "Imaginations From the Other Side"

В качестве отправной точки я вынужден снова вернуться к своему рассказу про десять главных альбомов в своей жизни, но если в прошлый раз, применительно к Misplaced Childhood, это была только затравка, то про сегодняшнего героя я в том материале прямо упоминал. Встречайте, пятый альбом немецкой пауэр-металлической группы Blind Guardian, пластинка 1995 года "Imaginations From the Other Side".

Ну, если вы хоть сколько-нибудь не чужды тяжёлой музыки девяностых, то должны были слышать и про группу и про этот диск, который регулярно входит в разнообразные подборки самых-самых альбомов в жанре. Но если вдруг вы ещё не, то проведём краткий ликбез.

"Слепой страж" - группа из Германии, с родины европейского пауэра, и обычно рассматривается как ближайшие последователи фактических основателей жанра (ну как минимум эталонной группы), Helloween. Это не совсем так: хоть BG и начали выпускать диски тремя годами позже формации Кая Хансена, на самом деле образовались они почти одновременно и в принципе довольно активно тусили вместе. Даже не просто тусили - на первых четырёх альбомах Blind Guardian Кай либо подпевает, либо подыгрывает в какой-нибудь композиции.

Но вообще говоря между Helloween и BG различий едва ли не больше, чем сходства. Если первые никогда особо и не старались выходить за рамки пауэр- и спид-метала, то у вторых диапазон оказался куда шире. Не сразу, но где-то с третьего альбома стало очевидно влияние фолка и прогрессива, и оно росло; кроме того, Blind Guardian никогда не отрицали влияние Металлики в частности и трэша вообще на своё творчество. Музыка "стражей" по уровню техничности, по драйву и агрессии действительно часто близка к этому американскому жанру; впрочем, для европауэра восьмидесятых-девяностых это была не редкость.

Уже к третьему диску BG окончательно сформировали свой стиль, который, что забавно, характеризуется ещё и крайне серьёзными щами, в отличие опять же от Helloween, которые никогда не стеснялись в своём творчестве прикольнуться или что-то высмеять. "Стражи" не таковы, и, наверное, в том числе именно за это их любят нёрды всего мира. Ну и за фэнтезийные тексты и обложки альбомов, конечно.

Так вот, уже на третьем диске с Blind Guardian всё было ясно в хорошем смысле этого слова, а четвёртый и вовсе вышел потрясающим - интересным и разноплановым, и именно на него попала самая популярная песня группы, баллада Bard's Song (In the Forest). Казалось, парни достигли пика своей творческой формы, но время показало, что у них ещё остались козыри в рукаве. Что же помогло группе записать Imaginations From the Other Side, который и фанаты и критики единодушно признают вершиной творчества BG и одним из столпов жанра?

Тут сложилось множество факторов. Ну, например, эмоциональный фон - к этому моменту Blind Guardian стали заметными игроками на метал-сцене, Somewhere Far Beyond неплохо продался и почти стал хитом в Японии, куда группа слетала на гастроли и записала там свой первый концертник. Маховик успеха раскручивался, и ребята ощущали, что могут и должны прыгать выше головы.

Затем - подход к материалу. С самого начала было принято принципиальное решение не хвататься за все идеи подряд, а тщательно их оценивать и пускать в дело только самые лучшие. Это привело к отбрасыванию огромного количества материала, и только часть его была впоследствии переиспользована - скажем, And the Story Ends во многом составлена из тем, отвергнутых в процессе создания заглавной песни альбома, что с учётом определённой текстовой связи между ними довольно интересно. А ведь эти две композиции ещё и находятся на разных полюсах пластинки - одна открывает, а другая, соответственно, закрывает альбом, прямо ощущается какой-то символизм.

Кроме того, к тому моменту Blind Guardian впервые смогли соорудить приличную демо-студию, в которой и начали записывать первые песни к альбому. Сочетание эмоционального подъёма, приличного оборудования и привередливого подхода к сочинительству привело к тому, что получилась демо-запись, которая весьма впечатлила группу. На плёнку попали собственно Imaginations From the Other Side, The Script for my Requiem, I'm Alive и A Past and Future Secret, то есть в принципе сторона А альбома, если бы она у него была (ну это же девяностые, он вышел только на CD, а виниловая версия появилась только в 2019). Вооружившись этой записью, BG начали поиск студии для записи альбома.

Первоначально у ребят были наполеоновские планы записаться где-нибудь в Англии, и они даже ездили туда на смотрины, но, к счастью, в итоге попали в цепкие руки Флемминга Расмуссена. Датский инженер и продюсер на свой студии в Копенгагене к тому времени записал для Rainbow их первый диск с Тёрнером Difficult to Cure, но что ещё более важно, работал с Metallica. Именно Расмуссен отвечал за два важнейших диска американских трэшеров, Ride the Lightning и Master of Puppets, ну за Justice тоже. И именно Расмуссен вывел Blind Guardian на новый уровень работы - музыканты вспоминают, насколько внимательно и придирчиво он относился к записи и насколько часто заставлял переделывать тейки (хотя исходная демка произвела на него исключительно благоприятное впечатление). На звук и вообще на структуру композиций Флемминг тоже явно оказал влияние, снова в музыке появились элементы трэша - местами ритм-секция работает в режиме бластбита. Продюсер - вот четвёртый, и очень важный элемент успеха и качества пластинки.

Флемминг Расмуссен
Флемминг Расмуссен

Для смеха можно было бы упомянуть ещё и фактор воздействия психоактивных веществ - ритм-гитарист Маркус Зипен вспоминает, что минивэн, на котором группа везла своё оборудование в Копенгаген был загружен инструментами и прочей электрикой только наполовину. Вторую половину груза составляло бухло: Blind Guardian знали о строгости скандинавских законов в отношении алкоголя и везли с собой запас. Но это разве что для смеха, тут у нас, опять же, совсем не история с Misplaced Childhood, тут всё проще. Да и вообще запись диска обошлась почти без каких-то происшествий, хотя это "почти" весьма весомое: в середине процесса гитаристу Андре Ольбриху пришлось делать операцию на руке, из-за чего запись прервали где-то на три месяца, пока он восстанавливался. Слава Богу, всё обошлось, и карьера музыканта продолжается по сию пору.

Самое важное, что в результате сложения всех кусочков паззла Imaginations From the Other Side (фанаты часто называют её просто IFTOS) получилась очень цельной работой. Это ни в коем случае не концептуальный альбом, но он слушается как единое музыкальное полотно, и нигде не возникает желания его перемотать, пропустить песню. Несмотря на разнообразие представленного на пластинке музыкального материала - от околотрэшевых скоростных номеров типа Born in the Mourning Hall до фолк-баллады A Past and Future Secret - они все отлично подогнаны друг к дружке. Обратите внимание, диск лишён "атмосферных" финтифлюшек, типа там коротеньких инструменталов на полторы минуты или мелонарратива на минуту, ничто не мешает воспринимать сплошной поток музыки. Blind Guardian любили вставлять такие микротреки на предыдущие альбомы, а на следующем, Nightfall in Middle-Earth, вообще оторвались, ибо интерлюдии там следуют почти за каждым треком и в сумме занимают минут десять, наверное. Почему авторы думали, что такой подход помогает восприятию концептуальной идеи (а Nightfall по-настоящему концептуален, это же толкиеновская история Войны Самоцветов, адаптированная для металлистов) - не знаю, по мне, так вовсе наоборот. Впрочем, тут мнений может быть много; знаю немало людей, которые рассматривают альбом 1998 года, как почти не уступающий IFTOS по качеству.

А наш сегодняшний герой никакую единую тему не преследует, с точки зрения текста это просто набор не связанных между собой песен. Ну, не то, чтобы совсем не связанных; можно проследить две лирические линии. Одна - основная, посвящённая расставанию с иллюзиями детства и реальностью волшебного мира по ту сторону зеркала. Судя по всему, основной автор текстов Ханси Кюрш предполагал, что это расставание может быть болезненным и приводить к психическим расстройствам: об этом говорят и Bright Eyes в середине альбома и And the Story Ends в его конце. Надо сказать, что музыкально все три трека решены в нервной, нагнетающей манере, и если Ханси, который является соавтором Ольбриха в отношении всех песен диска, ставил именно задачу показать медленное сползание лирического героя в пучину безумия, то у него получилось.

Вторая линия - это линия артурианских легенд. Она представлена A Past and Future Secret, прекрасной фантазийной балладой, которая если и не стала любимой песней толкиенистов, то только потому, что мановаровский Master of the Wind вышел тремя годами раньше, и Mordred's Song. Первая из названных песен - очевидная аллюзия на "Короля былого и грядущего" Т.Х. Уайта, а вторая в принципе погружает слушателя во внутренний мир Мордреда, бастарда короля Артура. Тут надо сказать, что (при всём уважении) Ханси Кюрш не то, что не Питер Хэммил в плане стихосложения, но даже не тоже немец Тобиас Заммет из Edguy и Avantasia - тексты у Кюрша довольно рваные и, скажем так, неоднозначные. Однако Mordred's Song относится к его явным удачам: в лирике этой пауэр-баллады выдержана тема и настроение, и прекрасно передано одиночество и бешенство Мордреда, который является безвольным орудием судьбы, не способным вырваться из пут пророчества.

Что интересно, входящая в лирическую "линию безумия" Bright Eyes также поминает всуе Мерлина, важного персонажа любого произведения по мотивам артурианских легенд. Ну, ещё отсылки к артуровскому циклу есть и в самой заглавной песне, но там кого только Ханси не помянул, от Питера Пэна и Страшилы до муркоковского Корума и Фродо. Это вряд ли что-то значит, во всяком случае в интервью авторы никак не выделяли мотив мифа об Артуре; судя по всему, эта тема просто занимала Кюрша в тот конкретный момент.

Ещё стоит отметить композицию диска в целом, альбом построен на чередовании достаточно традиционных скоростных номеров с более эпичными или более комплексными песнями. Но за счёт единого саунда и такого универсального инструмента, как вокал Ханси Кюрша, опять-таки это чередование работает только в плюс, несколько разнообразя звуковое полотно.

В общем, вот, наверное, всё, что я хотел сказать про пятый альбом группы Blind Guardian, про диск, лучше которого группа записать так и не смогла,хотя и честно пыталась (и пытается по сию пору). Пластинка Imaginations From the Other Side стала одной из моих любимых ещё в молодости, но и сейчас я готов взять её с собой на необитаемый остров. Она безусловно заслуживает вашего внимания, даже если металл вы относите к жанрам, в принципе отвергаемым - попробуйте хотя бы баллады A Past and Future Secret и Mordred'd Song. В общем, берегите себя и слушайте музыку.

#desert island albums