Вторая книга, написанная вне серии «Дублинский отдел убийств», вновь нарушила привычный образ Таны Френч, за которой критики поспешили закрепить статус «королевы ирландского детектива». Теперь уже очевидно, что её писательский интерес всё больше смещается в область социальной драмы, а криминальный жанр исполняет вспомогательную функцию, то играя роль спускового крючка истории, как, например, в романе «Ведьмин вяз», то вестерн-декорации как в «Искателе». Потому следовать за авторским замыслом особенно интересно, ведь чем он обернётся по ходу развития сюжета и куда заведёт в итоге предугадать невозможно.
Сюжет романа «Искатель» Таны Френч
Отставной полицейский из Чикаго Ке́лвин Джо́н Ху́пер, сердце которого изрядно потрепали годы утомительной службы, омертвевшая дружба с теперь уже бывшими сослуживцами и болезненный развод, в поисках тихого местечка переезжает в деревню Арднаке́лти на западе Ирландии. Единственной связью с внешним миром он оставил лишь редкие звонки дочери Али́ссе, больше занятой устройством личной жизни, чем проблемами отца. Неторопливо и основательно мужчина погружается в ремонт своей новой лачуги — старого фермерского дома, купленного за тридцать тысяч евро, наслаждается красотами природы, рыбачит, заводит знакомства. Последний пункт самый важный. Для чужака в маленьком поселении каждый шаг таит опасность: легко можно задеть паутину старых отношений. Потому каждую минуту следует проявлять осторожность, чтобы случайно не обидеть кого-то, не настроить против себя неверным словом или делом, не обозлить незнанием местного этикета, а главное — быть постоянно готовым к проверкам «на настоящего мужика». По этой причине он смиренно выслушивает житейские разглагольствования весёлого и немного взбалмошного соседа Ма́рта Ла́вина, терпеливо принимает заботу Нори́н — владелицы единственной в деревне продуктовой лавки, которая хочет свести Кела со своей овдовевшей сестрой Хеле́ной, не встревает в разговоры стариков о хёрлинге, приходя в бар «Шон Ор».
Однако старания Кела скоро дают трещину в его пасторальной картине бытия. Как ни гнал мужчина от себя глупые подозрения, но «на кромке легавого чутья» с каждым днём всё сильнее начало «неприятно зудеть». Применив нехитрый метод слежки, он выясняет, что под его окнами крутится подросток — тринадцатилетний Тре́й Ре́дди. Понимая, что мальчишка делает это непросто так, а раскрыться оборванцу из неблагополучной семьи перед незнакомцем будет нелегко, Кел «ловит» своего горе-шпиона и приспосабливает его к работе по дому. Когда хрупкий мостик доверия устанавливается Трей, наконец-то, просит «затаившегося копа на пенсии» найти его старшего брата, который без вести пропал полгода назад. За всё это время никто не озаботился местонахождением юноши, даже полиция, чему есть простое объяснение. Вся молодёжь рано или поздно уезжает в город в поисках лучшей жизни, и Бре́ндан Ре́дди девятнадцати лет отроду не первый в этом списке. К тому же он не раз говорил о своих планах. Однако Трей упорно не хотел соглашаться с общим мнением: Брен не мог уйти из дома без денег и вещей, да ещё не попрощавшись с родными. Потому он уверен, что того похитили.
Несмотря на данное самому себе обещание держаться подальше от всего, что было связано с прошлой работой, Кел Хупер даёт слово настырному мальцу «покопаться» в этом деле. Но вскоре обнаруживает, что даже в идиллической деревеньке могут иметь место неприглядные секреты, а люди не всегда такие, какими кажутся. И чем дальше Кел заходит в поисках ответа о судьбе Брендана Редди, тем больше перед ним начинает разверзаться персональный ад.
Особенности, персонажи, главная идея и темы романа «Искатель» Таны Френч
«Искатель» подобно луговому венку, сплетён из нескольких жанров, каждый из которых постепенно раскрывается в истории, очаровывая, интригуя и немного сбивая с толку. Стоит открыть роман и мгновенно происходит погружение в классическую деревенскую прозу, вызывая в памяти творчество Валентина Распутина, Фёдора Абрамова и других классиков русской литературы XX века. Описания природы заставляют замирать сердце от ярких картин ирландского пейзажа:
«Здесь первый свет растекается по полям, высекая искры из миллиона капель росы и превращая паутину на изгороди в радугу; туман медленно вьётся от травы, а первые крики птиц, кажется, разносятся без усилий на несколько миль. Кэл встаёт рано и завтракает на заднем крыльце, наслаждаясь прохладой и землистым запахом воздуха».
И всё же царство покоя оказывается обманчивым, когда в него начинают просачиваться мрачные тона нуара и почти что готики. Новость об очередной разорванной на ночном пастбище овце мгновенно отсылает к «Собаке Баскервилей» Артура Конан Дойла, а чёрные грачи, следящие за каждым шагом главного героя, вызывают в памяти образы потусторонних стражей. Стоит только тайне зацепить воображение, как её уже теснит история «лампового» расследования (без бляхи и законных прав на подобную инициативу, штатных осведомителей, сбора улик и их экспертизы), и следом классического вестерна в духе фильма «Искатели» Джона Форда. Однако искренняя попытка Кела Хупера помочь Трею разобраться со странным исчезновением брата неожиданно заставляет маленький мирок Арднакелти обнажить всю грязь со своей неприглядной изнанки, которая скоро оказывается на метафорическом вентиляторе истории в лучших традициях Стивена Кинга с его «тихими» городками штата Мэн.
Потому, как бы ни хотелось навесить на «Искателя» ярлык конкретного развлекательного жанра — это заведомо ложная попытка увести внимание читателя в сторону. Стержень истории заключён не в раскрытии преступления, а в главном герое, его нравственном кодексе и в том, куда он его в итоге приведёт. «Мораль против манер», — такова главная идея романа, как точно подметил Кел Хупер, говоря о корне проблемы.
Образ бывшего копа Тана Френч выписывает скрупулёзно. Он трудолюбивый, весёлый, добрый, чуткий к чужой беде, но при этом не сумел удержать самое дорогое в жизни: жену и дочь. Финальным крещендо его личной драмы стал непростой выбор при расследовании последнего дела в полиции Чикаго. Мужчине пришлось наступить на свои принципы, и бегством в «дышащую первозданной красотой» Ирландию он решил залечить эту рану. Шанс ему дарит Трей — колючий подросток с единственной перспективой в жизни — пополнить ряды малолетних преступников в ближайшее время. И Кел, глядя в затравленные глаза «мало́го» понимает, чтобы вернуть себе самого себя, он должен удержать Трея от падения в духовный мрак недоверия и ненависти к людям, найти правильные слова и доказать делом само понятие справедливости, чем бы для него это ни закончилось.
«Нравственность, — говорит Кел Трею, — это такая штука, которая не меняется. То, как ты поступаешь независимо от поступков других людей. Типа, если кто-то ведёт себя с тобой как говнюк, ты с ним, может, вежливым и не будешь, возможно, пошлёшь, а то и в рожу заедешь. Но если увидишь, что он не может выбраться из горящего автомобиля, ты же всё равно откроешь дверцу и вытащишь его оттуда. Каким бы говнюком он ни был. Вот в чём нравственность».
Особый коллективный персонаж в «Искателе» — жители Арднакелти. Они замкнуты, почти феодальны, готовы заботиться о своей маленькой общине, защищать друг друга или наказывать, если надо, но не спешат принимать изменения или новых людей в свою среду. А в случае опасности будут оберегать привычный им уклад любой ценой. Однако за их жестокостью скрывается не уродливый бесчеловечный оскал, а страх и боль. На фоне безмятежных ирландских красот автор раскрывает множество больших и маленьких трагедий. В первую очередь — это трагедия умирающей деревни, которая доживает свой век, утягивая в трясину безвременья собственных жителей. Во-вторых — это трагедия поколений: молодёжи, обречённой либо прозябать в пьянстве и нищете, либо пополнять ряды криминальных структур, курируемых «пацанчиками из Дублина», а также стариков, что не могут этого изменить. В-третьих — это трагедия отдельно взятой семьи, вынужденной скрывать горе, будучи в жёстких тисках общественного «клише» как у Трея Редди.
В «Искателе» нет погонь и экшена, нет даже мощного преступного замысла. Впрочем, нужно признать, что криминальные истории по принципу «само так вышло» составляют большую часть реальных полицейских дел. И главный фокус в них не преступник, а вопрос: «Как жить дальше, если кровью добытая правда ничего не меняет?»
Рекомендации к чтению
Роман «Искатель» — это история жизни, в которой перекликается множество серьёзных тем, в том числе: поиска человеком своего места, долга перед законом и сердцем, выбора между нравственным и разумным. Помимо интригующего сюжета, прекрасно раскрытых фактурных персонажей, книга очаровывает тягучими, сочными описаниями ирландской глубинки и одновременно дерзкими диалогами благодаря присутствию в них эвфемизмов, жаргонизмов, диалектизмов и редких вкраплений нецензурной лексики, которые создают яркий колоритный го́вор деревенских жителей. «Искатель» Таны Френч цепляет аккуратно, не оставляя шансов бросить его вплоть до мучительно драматичного, но одновременно светлого финала.
Оценка: 5/5