Найти в Дзене

Непростая шведская живопись Эйвинда Фальстрёма, по которой можно путешествовать

Эйвинд Фальстрём — «Колонка № 4», 1974 год
Эйвинд Фальстрём — «Колонка № 4», 1974 год

Эйвинд Фальстрём — необычный шведский художник 1950-1970-х годов, который явился основоположником нового движения в живописи ХХ века. Он родился в Бразилии, но уже в возрасте 10 лет переехал жить в Швецию. Изначально работая журналистом, Фальстрём хорошо владел языком и ставил над ним творческие эксперименты.

Эйвинд Фальстрём — «108-долларовая купюра с инфляцией, подписанная и пронумерованная», 1970-е годы
Эйвинд Фальстрём — «108-долларовая купюра с инфляцией, подписанная и пронумерованная», 1970-е годы

Так в 1953-м году он издал работу, в которой манипулировал языком независимо от значения слов. Опыт работы со словом помог художнику распознать богатство в фонетическом материале и его искажениях, которые возникают тогда, когда буквы переносятся на другие места.

Эйвинд Фальстрём — «Примечания № 2», 1970 год
Эйвинд Фальстрём — «Примечания № 2», 1970 год

В конце 1950-х годов Эйвинд Фальстрём отправляется во Францию в Париж. После недолгого пребывания в Париже он вместе с женой переезжает жить в США в Нью-Йорк. В американский период художник начал добавлять трёхмерные элементы в свои работы, делая их похожими на игры, подразумевающие участие в них зрителя. Некоторые зрители также отмечают сходство работ Фальстрёма со старинными географическими картами мира.

Эйвинд Фальстрём — «Эскиз карты мира из портфолио мира», 1972 год
Эйвинд Фальстрём — «Эскиз карты мира из портфолио мира», 1972 год

Эйвинда Фальстрёма считают предшественником европейского поп-арта. Его работы отличаются высоким уровнем концептуальной сложности и зачастую выражают нравственные и политические убеждения художника. Фальстрём обращается к зрителю-читателю, способному следить за наложением знаков и фигур и умеющему расшифровывать их.

Эйвинд Фальстрём — «Флюксус» , 1962 год
Эйвинд Фальстрём — «Флюксус» , 1962 год

Художник был предан знающей публике, которая участвовала в его необычных пьесах об экзорцизме и человеческой свободе. Эйвинд Фальстрём выступал за расширение границ искусства, за новую модель — флюксус (международное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 60-х годов), которая должна была включать в себя одновременно живопись, перформанс, музыку, видео и политику.

Эйвинд Фальстрём — «Твёрдый картофель, или Последние месяцы режима Сальвадора Альенде», 1974 год
Эйвинд Фальстрём — «Твёрдый картофель, или Последние месяцы режима Сальвадора Альенде», 1974 год

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации канала о современных художниках. Желаю всем хорошего настроения и удачного дня!