Найти тему

Мир, надежда и доверие - три голубя на трех картинах.

Голуби сопровождают людей с той самой поры, как те перешли к оседлой жизни и стали возделывать поля. Эта близость позволила голубям обзавестись собственной весьма обширной мифологией, причем мифологией очень добропорядочной. Уже в бестиариях средневековья голубь значился как символ духовной чистоты. Чистоты настолько непререкаемой, что даже самая сильная ведьма не могла в него превратиться.

Синиц голубь мира. Пабло Пикассо. 1961 г.
Синиц голубь мира. Пабло Пикассо. 1961 г.

Впрочем и до Христианства голубям отводилось весьма почетное место в культах Астарты, Исиды, Юноны, Афродиты и многих других богинь и богов. За свою близкую к человечеству "биографию" голубь успел стать посланником высших сил, а так же символом, мудрости, кротости, любви, заботы и мира.

Последнюю из этих символических трактовок увековечил Пабло Пикассо на своей картине "Синий голубь мира". Интересно, что для самого художника эта картина была во многом личной: отец Пикассо страстно любил голубей, эта страсть передалась и художнику - он даже назвал свою дочь Палома, что в переводе с испанского значит "голубка". Так что, мир, который Пикассо хотел запечатлеть на своей картине был во многом личным - миром в душе.

Впрочем, Пикассо был далеко не единственным художником, который стремился осмыслить проблемы космогонического масштаба через личные размышления и переживания.

Посланник любви. Мария Евфросина Спартли Стиллман. 1885 г.
Посланник любви. Мария Евфросина Спартли Стиллман. 1885 г.

Например, первым большим успехом Марии Спартли Стиллман стала картина "Посланник любви", на которой юная красавица кормит с руки голубя, принесшего ей любовное послание. Голубь на этой картине символ ее надежд. Она держит его на руке, осторожно приманивая хлебными крошками, опасаясь как бы он не упорхнул в мир за окном.

Между двумя героями этой картины, между посланником и посланницей, безусловно есть гармония, но она хрупка и ненадежна, их мир не прочен.

А вот Ребекка Соломон использует образ голубя в своей картине "Раненный голубь" совсем иначе. На ее картине молодая девушка удерживает в руках раненную птицу. Интересно, что именно девушка тут является источником умиротворения. Она сосредоточена и баюкает птицу, она хочет спасти и защитить ее, тогда как напуганный голубь, напротив борется со своей спасительницей.

Раненный голубь. Ребекка Соломон. 1866 г.
Раненный голубь. Ребекка Соломон. 1866 г.

И, вместе с тем, глядя на картину мы понимаем, что этот голубь и эта девушка - две стороны одной медали. Бывают времена, когда нам нужно заботиться, и времена, когда нам нужно разрушить наши собственные стены и позволить другим заботиться о нас. Но ни мира, ни спасения не бывает без доверия, без шага навстречу.

Несмотря на всю тревожность сюжета, гармония на картине Ребекки Соломон куда устойчивее, чем у Марии Спартли Стиллман.

Чья картина больше нравится Вам?

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood

Птицы
1138 интересуются