Найти в Дзене

Миф в романе М. Петросян "Дом, в котором"

Оглавление

Вступление

Роман «Дом, в котором» был опубликован в 2009 году и произвел фурор. Книга сразу получила “Студенческий Букер”, “Русскую премию” и победила в читательском голосовании “Большой книги”.

Мы рассмотрим роман Мириам Петросян «Дом, в котором» с точки зрения мифологичности его героев и пространства, в которое они вписаны.

Феномен мифа и мифологического сознания достаточно широко освещен в литературе. Начиная с Древней Греции, люди пытались прийти к логическому пониманию, что же представляет собой миф. Вплоть до наших дней этот вопрос остается до конца не разрешенным.

Одной из особенностей мифа является то, что для вовлеченного в него сообщества он не является сказкой или вымыслом ни в коей мере.

Стоит понимать, что мифологическое сознание предполагает под собой полное и непосредственное восприятие сакральности окружающих символов без какого бы то ни было логического их осмысления или осознанной интерпретации. Как только символ подвергается логическому осмыслению, он перестает быть символом в полной мере и утрачивает свое подлинное мифологическое значение. Поэтому герои практически не говорят об этом пласте их реальности; есть специально отведенные для этого ночи (а ночь, опять же, является сакральным временем в большинстве мифологий).

Если рассматривать «Дом, в котором» с его феноменальной структурой построения художественного пространства с этой точки зрения, то становится видно, что сам Дом и его обитатели представляют собой модель мира, живущего в мифе и по законам мифа.

Сначала мы рассмотрим основные типы представленных героев и их роль в романе с точки зрения мифотворчества, потому что сакральное пространство здесь не просто существует, как некий пласт - оно живет и видоизменяется соответственно тому, как того хотят персонажи. Можно сказать, что некоторые герои творят и одновременно постигают сакральную часть пространства.

Во второй части речь пойдет о мироустроении в романе, об особенностях и признаках сакрального и профанного* пространств с целью понять их различия и взаимосвязь.

Герои

Если рассматривать героев романа как богов, можно увидеть разделение их на более ранних и более поздних, младших и старших. Такое же разделение прослеживается в древних мифологиях, так, например, в греческой... При этом автор последовательно вводит читателя с помощью героев, которые только начинают постигать и не понимают строение мира в Доме: Курильщика и Кузнечика и Интерлюдиях.

Можно заметить, что Кузнечик, или Сфинкс, - самый раскрытый персонаж из всех. Он занимает одну из главенствующих позиций в новом Доме, поэтому мы сталкиваемся с ним чуть ли не с первых страниц романа, когда узнаем, что именно он - крестный Курильщика, и впоследствии он дается нам в динамике своего развития и перехода от познающего миф в разряд создающих его.

Между тем, связь этих двух героев более, чем очевидна. Курильщик - тот же Сфинкс, попади второй в Дом позже на десять лет. Курильщик слишком взрослый, чтобы включиться с Игру с полной в нее верой, для него Наружность - не абстрактное понятие, вызывающее практически сакральный ужас у обитателей Дома. Он помнит другую свою идентность, и у него единственного называется настоящее имя. Между тем он несколько раз попадает в Обратную сторону Дома, то есть он невольно включен в происходящее, и оно вызывает у него неподдельный интерес, хоть он и относится к нему скептически. Сфинкс же был очень мал, когда попал в Дом, и это, вероятно, было достаточно травматично психологически для него, ведь неразрывно связано с событием покидания его матерью. И теперь вся Наружность ассоциируется для него с этой неосознанной болью и страхом быть отвергнутым.

Для большинства обитателей Дома ситуация Сфинкса практически идентична. И чем менее увечен герой, тем сильнее на нем сказывается эта неосознаваемая ими травма. Тем больше он боится внешнего мира.

Для ряда героев, как, например, Слепого и Македонского, момент попадания в Дом связан с избавлением от насилия, физического или морального, что создает катарсический эффект и привязывает их к этому месту как к единственному, где им не было больно сразу. Где они увидели, что могут занять определенное место в иерархии и будут на этом месте приняты с любыми их качествами.

Интересен момент самостоятельности героев. Воспитатели, медсестры, учителя - все элементы системы даются ничего не значащим фоном, они в основном только обозначают свое присутствие и редко вмешиваются в жизнь стай. Состайники сами заботятся о своих недееспособных товарищах, наводят порядок, создают и разрушают спальни. Лишь некоторые взрослые включены в прямой диалог с детьми: это Р Первый и Лось, Акула и иногда медсестры. Остальные проходят по самому краю сознания детей, и мы не видим их.

Создается ощущение, что полное выключение взрослых из сакрального пространства делает их отдельным, параллельным миром в романе.

В принципе, способность существования в сакральном пространстве и восприятия его с полным его принятием развита именно у детей и начинает теряться с возрастом. А доступ на Изнанку напрямую зависит от способностей, во-первых, почувствовать ее существование, а, во-вторых, принять этот факт. Потому что Курильщик, хоть и оказывается на Изнанке , но не принимает ее возможности, и доступ к ней оказывается перекрыт.

Важно еще отметить аспект Игры. «Они, вконец озверев от скуки, придумали сценарий Игры и поклялись следовать ему при любых обстоятельствах» - думает Курильщик еще в самом начале книги. И действительно, пространство Дома очень игровое, в том плане, что когда мы говорим о мифологическом сознании, мы с неизбежностью сталкиваемся с Игрой. Все ритуалы, законы, способность видеть за одним предметом некое понятие, не теряя при этом идентности предмета как предмета - это все части Игры, на которую способно только и исключительно сообщество, существующее в мифологическом пространстве.

Курильщик, высказывая это, верное в корне своем утверждение про Игру, не учитывает только того факта, что создана она была не от скуки, но от безвыходности загнанных в тесные рамки детей с неограниченной верой в необычность, сакральность Дома, и игра стала создавать героев с той же скоростью, с которой они в нее играли. И они находятся настолько внутри этой игры, что не могут выйти и осознать самого факта ее наличия.

*Профанное - обыденное, то, что считается за объективную реальность

Следующая часть

Иллюстрация к роману
Иллюстрация к роману