Всегда считала, что женщинам в XIX веке приходилось непросто. Кринолины зимние и летние, корсеты, какие-то плотные пояса, фижмы и турнюры...
Кринолины в 1850-1860-х годах называли «кажа» — «клетка». Недавно мне попалась старинная фотография из Национального музея Шотландии. Вот как это выглядело.
Помню, однажды прочитала рекомендацию для модниц-рукодельниц, как делать кринолин на дому из «дикого коленкору». Так впечатлилась подробным описанием! Узнала, как делать «рубец», потом вдергивать туда стальную пружину с обшитыми коленкором же краями, да чтобы края пружины заходили друг за друга не менее чем на полуаршин (для регулирования ширины).
Разумеется, все это неудобно. И постепенно начались смелые эксперименты с дамскими нарядами. Первыми стали прогулочные платья: их подол смело укоротили. Так и ходить было удобнее, и низ юбки не пачкался уличной грязью.
Признаюсь, я думала, что для этой цели служил только паж — такая красивая прищепка, которая крепилась к поясу на цепочке или тесьме. Можно было при необходимости прихватить длинный подол, а потом отпустить. Вот как выглядел паж.
Но нет! Были еще шнурки по бокам и сзади, которые вздергивали юбку. Они привели к последующему появлению турнюров. В качестве побочного эффекта нижние юбки и чулки, которые теперь были видны, стали разноцветными и яркими.
И вот появился пояс «порт-жюп» (а по-моему, просто усовершенствовался паж) с тесемками, на концах которых были крепления. Делали пояс из бархата или шерсти, надевали на талию и поднимали подол юбки так, как им этого хотелось.
Позже «порт-жюп» стал удерживать не юбки, а чулки, и явился промежуточным звеном между чулочной подвязкой и колготками.
С появлением «вздернутых юбок» к сложной науке одеваться добавился еще один пункт: нужно уметь сочетать цвета! А вместе с анилиновыми красителями возникло множество оттенков, которым придумывали самые причудливые названия.
Не видеть разницы между серым голубиным и серым пепельным было верхом неприличия, а «рассерженный Бисмарк» (красно-коричневый) кардинально отличался от «прекрасной Гаваны» (серо-коричневый).
Но это уже совсем другая история...