Думая о Филби и его отце, и обо мне и моем отце, мне кажется, что если бы в определенный момент ко мне обратился бы некий мудрый человек, который подобрал бы правильные слова... я бы тоже легко бы мог быть соблазненным на тайную месть обществу. - британский писатель Джон Ле Карре
В сложных отношениях с отцом самый знаменитый автор шпионских романов 20 века видел душевное родство с самым знаменитым шпионом. Но Ле Карре, как всегда, попутал божий дар с яичницей. Его родитель, будучи обыкновенным мошенником, не сыграл никакой роли ни в чьей судьбе, кроме самого Ле Карре. А вот Сент Джон Филби - в мировой истории персонаж, думаю, куда более значительный, чем сам Ким.
Начало истории здесь
У Кима был чудовищный отец, Сент Джон Филби, он в итоге принял ислам и завел двух или трех жен. Это была очень могущественная, неприятная и совершенно анти-британская фигура в нашей забавной империи. Ким вырос под влиянием этого тиранического монстра... Когда ему было 12 или 13 лет, отец отдал его бедуинам, чтобы те сделали из него мужчину. И Ким отправился в пустыню... Речь о мальчике, учившемся в школе-пансионе, понимаете... - из интервью Джона Ле Карре
"Тиранический монстр" Сент Джон Филби родился в семье кофейного плантатора с Цейлона и старшей дочери полковника Дункана, начальника бомбейского гарнизона британской армии. Его собственный отец- Монти, был обаятельным и симпатичным вертопрахом, но к сожалению, не слишком везучим. Финансовое благополучие семьи испарилось, когда на плантацию напали некие зловредные жучки и погрызли все кофейные деревья. Это несчастье подкосило Монти - он стал пить, проигрывать последние деньги в казино, потом еще больше пить. С женой они то сходились, то расходились - пока она не собрала вещи, схватив своих 4х мальчиков в охапку, и не вернулась в Англию.
Родня помогала, но все же по большому счету рассчитывать Мэй с детьми могли только на себя. Из ее сыновей наибольшие надежды подавал второй, Гарри Сент Джон, с детства считавшийся вундеркиндом - что позволяло надеяться на бесплатное обучение в престижных школах и университетах.
Таким образом, за государственный счет, Сент Джон закончил Вестминстерскую школу и Тринити Колледж в Кембридже, везде получая высшие баллы и выигрывая все возможные спортивные трофеи.
Но... как наверно и везде, хорошее образование, медали и дипломы - вовсе не гарантируют карьерных перпектив. У сильных мира сего свои дети, знаете ли... теплые местечки полагались именно им, и не важно, сколько ворон они сосчитали на лекциях.
На родину - в Индию, Сент Джон отправился в чине мелкого чинуши колониальной администрации. С начальством он сразу не сработался. Сент Джон "слишком много общался с местным населением", да и вообще позволял себе вольнодумство, уместное в кембриджском дискуссионном клубе, но не в индийской глубинке. С субординацией у старшего Филби тоже были проблемы: через год после начала работы он решил жениться, на первой местной красавице Доре Джонстон. Начальство сразу взбеленилось, во- первых, Сент Джон нарушил неписанное правило- не жениться слишком рано. Во-вторых, про мисс Джонстон ходили слухи, что у ее в жилах течет капелька индийской крови- для расистской колониальной администрации, где служил Филби, такой брак был пощечиной.
Ну и наконец, Сент Джон оказался замешан в крупном скандале - когда, пользуясь законами кастовой системы, некие местные жители попытались выдать убийство за несчастный случай, а Филби превысил свои полномочия, разоблачая этот заговор. Обидел уважаемых людей. В общем, наш правдоруб получил выговор и попал в черный список. Повышение по службе ему больше не грозило, от слова совсем.
Чтобы свести концы с концами, Сент Джон воспользовался лазейкой в существующих законах - что чем больше английский чиновник знает языков, тем больше ему идет доплата к жалованию. А так как Сент Джон обладал природными способностями в лингвистике - все эти арабский,пушту, бенгальский и тд.- приносили еще и копеечку в семейный бюджет.
Навыки в лингвистике и решили его судьбу. Началась Первая Мировая война, и Филби отправили на Ближний восток. Где, как известно, в те времена все еще владычила полуживая Османская империя, имевшая несчастье поддержать в конфликте Германию. И разумеется, английское правительство делало все возможное, чтобы, разжигая национализм, оставить от этой империи рожки да ножки. За этим туда и были отправлены Лоуренс Аравийский, Гертруда Белл и прочие весьма сомнительные личности, в компании которых ошивался и Сент Джон Филби.
Его "подопечным" среди местных арабских правителей стал предводитель секты ваххабитов - некий Ибн Сауд. Филби ему сразу понравился. И это чувство было взаимным.
Свирепый, лояльный Англии, будет править железной рукой - пытался донести до своего руководства Сент Джон, убеждая что именно Ибн Сауд достоин стать во главе независимой лиги арабских государств. Лиги, созданием которой англичане соблазняли арабов на бунт против турок.
Но у высокого руководства оказались иные планы. Они сделали ставку на представителей династии Хашимитов - и сделали ее именно потому, что создание сильного и единого арабского государства никогда не входило в их планы.
Когда разразилась война, возникла срочная необходимость разделить Исламский мир, и мы стали искать союзников, а не подданных...мы надеялись создать цепь государств-клиентов, которые сами будут настаивать на нашем патронаже... и то, что с военной точки зрения было величайшим препятствием нашим планам - я говорю об отсутствии солидарности между различными арабскими движениями, в мирное время становилось положительным аспектом. Хуссейн был в конце концов нами выбран именно потому, что он мог в дальнейшем создать раскол в Исламском мире.- Лоуренс
Мнение Лоуренса было мейнстримом в британских политических кругах. Но это мнение вызывало бешенство у Сент Джона - во-первых, это был прямой обман людей, доверившихся Британии. Во-вторых, Филби сомневался, что из этой идеи - создать цепь марионеточных государств, для Британии вообще выйдет толк в долгосрочной перпективе.
Декларация Бальфура (о том что Британское правительство поддерживает создание в Палестине еврейского государства) и вовсе довела Филби старшего до белого каления.
"Это просто акт предательства: с поцелуем, шекелями, и всем остальным, что произошло в Гефсиманском саду- если уж проводить параллели"- Сент Джон Филби.
Со скандалом Сент Джон покинул государственную службу. Потом вернулся. Потом покинул снова - с еще большим скандалом.
Все это время Филби, несмотря на свою неоднозначную политическую репутацию (которая несколько улучшилась, когда - как и предсказывал Филби, британское правительство для подавления бунтов в Ираке и Палестине только в 1920м выкинуло на ветер 70 млн фунтов), имел сумасшедшедшую популярность и авторитет в научном мире. Он исследовал ранее закрытые для европейцев регионы Аравии, за что получил медаль королевского географического общества.
Но не буду дальше утомлять политикой. Осталось сказать только две вещи.
Первое - то, чем, собственно, Филби старший и знаменит. А именно этот человек, уже будучи свободным агентом, решающим образом способствовал тому, что концессию на поиск нефти в Саудовской Аравии получило не британское правительство, а американская Стандарт Ойл. Таким образом образовалась АРАМКО - крупнейшая нефтяная компания в мире. Ну то есть - пока Британия плела жалкие интриги, сталкивая арабских правителей головами, бывший английский шпион, пригласив в регион американцев, нанес своим соотечественникам (и их любимым марионеткам) такой удар, от которого Британия не оправилась. Потому что, конечно, тесная связь Саудовской Аравии и США - это один из основополагающих факторов геополитики 20 века. А Британия сама упустила свое счастье в лице Ибн Сауда.
Второе - будучи ярым противником создания в Палестине еврейского государства, Сент Джон во времена Второй мировой войны публично и открыто поддерживал... Гитлера. "Гитлер - великий человек, второй пророк Мухаммед!"- орал старший Филби на всех углах.
Думаю, вы уже прониклись чувствами (уж не знаю, какими) к старшему Филби. И теперь пришло время вернуться к младшему, Киму. Первому из Кембриджской пятерки.
Так прав ли Джон Ле Карре: повлиял ли Сент Джон на жизненный выбор Кима Филби?
На этот счет существуют два противоположных мнения.
Советские вербовщики считали - что да, конечно повлиял.
"Сынок" происходит из своеобразной семьи. Отец считается самым знаменитым в настоящее время знатоком арабского мира....он честолюбивый тиран и хотел сделать из своего сына великого человека, подавлял все его стремления...
Он безусловно сентиментален, но вследствии воспитания отца и всей атмосферы жизни английской буржуазии эта сторона его характера несколько исковеркана"
С советскими кураторами трудно не согласиться, особенно когда читаешь к примеру, отрывки из школьного сочинения Кима "Как я провел лето"
Накануне шейх Адвана отверг приказ эмира Абдуллы о сдаче, поэтому эмир держал совет с полковником авиации Макэваном и моим отцом относительно дальнейших детствий". Далее в рассказе говорилось о налете авиации на лагерь шейха, во время которого, как писал Ким, было убито около 70 арабов. Сам Ким летел в бомбардировщике королевских ВВС. "На безопасном расстоянии мы облетели поле боя, затем спустя полчаса приземлились и позавтракали с эмиром Абдуллой. После завтрака нам передали два больших ковра как часть нашей добычи"
Понятно, что с психикой будут проблемы - если ребенок на каникулах, например, хочет ловить тритонов в бабушкином пруду... а его заставляют летать и бомбить арабов.
С другой стороны сам Ким и его близкие друзья не считали, что Сент Джон оказал какое-то большое влияние на становление Кима Филби.
Тим Милн, детский друг Филби , пишет следующее:
"Я не верю в то, что Сент Джон Филби так уж доминировал над своим сыном - и, уж конечно, не тогда, когда тот оказался в Вестминстере. В школе Ким проявил себя жестким, уверенным в себе и вполне самодостаточным юношей. Его отец большую часть времени проводил за границей и не часто виделся с сыном...
В тех случаях, когда я видел их вместе, их отношения казались дружескими, ненатянутыми и вполне взрослыми. "
Сам же Ким считал, что если и был среди его воспитателей "злой полицейский", то это не Сент Джон, а мать - Дора Филби.
Отношение матери к моему воспитанию всегда меня озадачивало. Она не была, конечно, способна на осознанную жестокость. Но при этом без устали говорила мне, что жизнь- это отчаянная схватка за выживание, и только тяжелый труд и полное бесстрашие помогут мне пройти через нее. Когда я был подростком, она внушила мне мысли о ранней смерти от голода и холода. Откуда она такого набралась, понятия не имею. В Индии она знала массу людей, которые жили вполне комфортной жизнью, не сильно утруждая себя работой - между поло, теннисом, танцами и бриджем.
Но на длительной дистанции это помогло. Когда я по собственному опыту убедился, что жизнь английского представителя среднего класса не так уж и тяжела, моя уверенность в себе выросла пропорционально тем беспочвенным страхам, что раньше внушила мне мать. Отец всегда был более поддерживающим. У него никогда не было сомнений, что у меня все будет прекрасно.
Но возможно, Дора Филби просто лучше понимала, как устроен мир, и что за все нужно платить. Что, например, в годы безденежья, учебу Кима и отдых всего семейства за границей обеспечивал миллионер Фишер, влюбленный в Дору работодатель ее мужа.
Так что если уж доставать из шкафа скелеты данного почтенного семейства, то как герой Михалкова в "Жмурках", можно воскликнуть - да тут целое кладбИще!
Одно понятно - каких-то особых табу у папы и мамы Филби не было. Хочешь искать приключений? Да пожалуйста. Ведешь себя при этом аморально? Никаких проблем - если это приносит результат. Поэтому подходить к этим людям с мерками среднестатистического добросовестного налогоплательщика и удивляться их поступкам - ну такое себе.
На этом мы, конечно, не прощаемся с Сент Джоном.
А завершить эту часть хочу письмом самого Кима в адрес внучки, о том, что семейные ценности - это, как ни крути, святое.
Моя дорогая Шарлотта! Спасибо за прелестную открытку из Кембриджа. Представляю, как ты сама будешь жить там, году эдак в 2000м. И будешь учиться хорошо... Или (что скорее) наводить УЖАС. Я говорю скорее наводить ужас, потому что с твоим папочкой, дедушкой и прадедушкой - у тебя все-таки есть семейные традиции, которые нужно поддерживать
Продолжение тут.
Фото позаимствованы в интернете.
Фото Доры Филби с этого сайта
.