Найти тему
Жить по Христу

Страстная седмица. Вторник. Вопрос о подати кесарю.

Оглавление

До страстей Господних остаётся три дня. В тот день, когда Иисус входил в Иерусалим, израильтяне избирали пасхального агнца, который приносился в жертву на праздник. Этому агнцу надлежало быть испытанным на чистоту и непорочность. Иисус Христос, истинный Агнец Божий, также проходил проверку на непорочность. Один из заданных Ему вопросов сыграл ключевую роль. Ответ Спасителя приняли очень немногие.

Джеймс Тиссо, The Tribute Money. Интернет - коллекция Бруклинского музея. Источник изображения commons.wikimedia.org
Джеймс Тиссо, The Tribute Money. Интернет - коллекция Бруклинского музея. Источник изображения commons.wikimedia.org

Господу в Иерусалиме было предложено множество вопросов, испытаний:

  • о Его власти(Лк. 20:1-8);
  • вопрос саддукеев о воскресении (Мк. 12:18-27);
  • о наибольшей заповеди(Мк. 12:18-27).

Иисус дал на эти вопросы мудрые, наполненные Божественным слыслом ответы.

Но один из вопросов, искушений, стоит выделить особо - о подати кесарю.

"И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали" (Луки20:20-26).

Здесь речь зашла о самом "святом", о деньгах.

Деньги, как известно, являются определяющим фактором во многих жизненных ситуациях. Но, слава Богу, не во всех. Как уже отмечалось выше, народ Израиля мечтал о земном царстве, руководимом Машиахом (Мессией). Если бы их мечта осуществилась, то не они платили бы подати римлянам, а наоборот, как бывало во времена Соломона(3Цар. 10:14-15).

Хорошо быть богатым и здоровым, несравненно лучше, чем бедным и больным. Как это оспаривать? Все мы хотели бы жить именно так, благополучно.

Но есть ли бо́льшая ценность?

Конечно же есть!

Богатство и здоровье "товар" скоропортящийся, всего лишь до могилы. И это в самом лучшем случае. А дальше?

Далее мы предстанем пред Господом с тем сокровищем, к которому устремлены были сердца наши в жизни земной. Иисус говорил:

"ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Луки12:34).

Вот вкладывал человек всю свою душу и сердце в накопление благ материальных, скончался. И где же его сердце?

(Сердце - личностный центр человека)

Так и осталось с тем, что "моль и ржа истребляют и воры подкатывают и крадут" (Мф. 6:19(б))? С чем же теперь предстать пред Богом, с ржавчиной и прахом?

А здоровье? Ведь каждому ясно, что впереди всех нас ожидают болезнь (разной степени продолжительности) и смерть (физическая). Да, здоровье дар бесценный, но временный.

А чистота души и сердца сокровище настоящее, наш дар Богу, всегда угодный Ему.

Ещё царь Давид говорил:

"Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Псалтирь 50:12).

Трудно во всём Ветхом Завете найти устремления выше, чем эти.

Но нет, такое не интересно. А вот подати и налоги не платить римлянам совсем другое дело! С чистым сердцем и правым духом в магазин за хлебушком не сходишь, а с монетами и купюрами всегда пожалуйста. Сразу имеем осязаемый результат. А сердце чистое и дух правый, что с ними делать в жизни нашей не лёгкой такой? Их же не получится "конвертировать" во что-то полезное здесь и сейчас. Напротив, часто от такого сердца и духа можно проблемы поиметь.

Вот и расставляй приоритеты в жизни своей:

  • или временное и осязаемое,
  • или духовное и вечное.

Но кто-то скажет: "А нельзя ли совместить то и другое?".

Ну чтобы усидеть сразу на двух стульях, надо очень широкую душу иметь. Хотя может у кого-то это и получается. Когда-то приходится избирать что-то одно.

Вот этот выбор и стоял пред тем народом, там, в Иерусалимском храме.

Принять ли Евангелие Господне или упорно держаться своей призрачной мечты о земном царстве?

Задавая вопрос Господу, искушающие желали поймать Его в ловушку. Ответить им, что подать кесарю надо платить, выставляло бы Иисуса в негативном свете перед народом, который желал именно того, чтобы свергнуть налоговое бремя. А если бы Христос сказал, что подати платить не надо, то они представили Его как бунтовщика, подстрекающего к восстанию против римской власти.

Ответ Господа стал неожиданностью для всех:

"кесарево кесарю, Божие Богу".

Дело в том, что все денежные единицы того времени, принадлежали тому, чьё на них изображение и надпись. В данном случае, все динарии принадлежали кесарю Тиверию (Лк. 3:1), а люди пользовались ими как-бы взяв их в долг у него.

А что же Божие? Это душа, сердце, жизнь человеческая, да и сам человек. Каждому из нас должно данную нам жизнь употребить на служение Богу и ближнему, а не для эгоистических устремлений. Но для этого необходимо совершить, ни много ни мало, жизненный подвиг, к которому призвал Спаситель:

"И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Марка8:34-37).

Но совсем не многие готовы на такой шаг.

Здесь необходимы вера и упование на Христа Господа.

У каждого из нас, в самой глубине сердца, сидит мыслишка:

  • А не подведёт ли Он?
  • Можно ли вполне Ему довериться?
  • Или лучше "перестраховаться", не вверяясь Ему полностью?

Вот подобный выбор и не смог преодолеть тот народ. Надо было довериться Христу, но нет, этого не произошло. Вместо обретения Царства Небесного, предпочли земное. Слишком велик соблазн "золотого тельца", хотя и облечённого в околобиблейские ризы.

Увы, не принеся Господу плода, та самая смоковница засохла.

В этот момент происходит надлом.

От ликования, радости и благоговения пред тем самым Пророком (сравни Втор. 18:15, 18-19 и Мы. 21:11), настроения меняются к сомнениям и далее к отвержению Христа. Многие поняли, что налоги придётся платить и впредь, Иисус Назорей не станет главой восстания, не будет царства земного.

Очарованные "золотым тельцом" разочаровываются во Христе.

Это трагедия. Пройдёт совсем немного времени и этот же народ, в большинстве своём, вместо "осанна" закричит "распни".

О бедная смоковница! Для чего ты отвергла своего Спасителя и не принесла Ему плода покаяния и веры?

Будем же внимательны и мы к этому уроку и да не постигнет нас эта же участь.

Продолжение следует...

#страстная неделя #страстная седмица #иисус христос #христианская жизнь #церковь #подать кесарю #кесарю кесарево а богу Божие

Рекомендуем также:

Было ли легко Христу...

Искушения. План Б.

Таинства Церкви и при чём здесь искушения?