Найти в Дзене

Как поместиться в кабине самолёта?

Сегодня Капитан А320 выпустил статью на избитую тему "посадит ли симмер самолёт?" И коснулся темы регулировки рабочего места под рост лётчика, сказав, что шарики — чисто эрбасовская заморочка. Не чисто, визиры для правильной посадки в кресле есть и на других самолётах. Например, на Ан-72/74 или Ан-124 «Руслан» на средней стойке фонаря стоят маленькие зеркала, в которых пилоты должны видеть свои глаза — тогда обзор у них будет правильный:

На других типах, например, Ан-140, стоят шарики — точно как на Эрбасе. Капитан должен сесть так, чтобы правый шарик скрылся за передним, второй пилот — чтобы левый скрылся за передним:

-2

Самое главное в этом деле — продольная и вертикальная регулировки кресла. Продольно кресло перемещается по направляющим, причём если в задней половине траектории оно обычно отъезжает к стенке кабины, чтобы легче было пройти и сесть, то в первой половине, как правило, ходит строго продольно, чтобы штурвал и педали оставались точно по центру:

-3

На «штурманских» самолётах, где между креслами пилотов лежит проход на рабочее место штурмана, пилоту сесть в кресло проблем нет, там кресло ходит как по струне:

-4

Снимается со стопора кресло рукояткой сбоку — к примеру, на Ту-154 это «спусковой крючок» на левой стороне обоих кресел, а над ним стоит рукоятка регулировки наклона спинки:

-5

Для подтягивания на кресле к приборной доске на некоторых типах есть специальная ручка:

-6

На большой тушке их нет, и чтобы подтянуться, нужно взяться за козырёк приборных досок либо за угол центрального пульта. У В. В. Ершова в лётных дневниках, часть 7, описан забавный случай:

Вчера оставил кабину на минутку, вернулся, лезу в кресло. Кресло отодвинуто далеко, сел, а надо подъехать поближе по кривым рельсам, а ролики вечно заедают; обычно правой рукой хватаешься за угол центрального пульта, а левой снимаешь кресло с фиксатора – и рывком вперед.

          Я взялся правой рукой… за рог штурвала – и рывком…

Ну, на скорости 900 оно немножко того… взбрыкнуло. Если кто в тот момент мостился в туалете на унитаз…

          Автопилот отключился по тангажу, сирена, мы с Колей столкнулись руками на пульте автопилота, он успел стабилизировать высоту. У Филаретыча тырлы выскочили на секунду.

           Перегрузка-то всего 1,35, но в хвосте наверно людей присадило. Тьфу ты, аж взмок. Ну, три ритуальных слова… Мастер.

Кто пытается, не садясь, двинуть кресло вперёд, чтобы подойти к панели АЗС и вместо левой ручки выжимает правую — получает по зубам подголовником кресла. Правый «крючок», симметричный левому — рычаг катапульты.

Если кресло пустует — оно и правда выстреливается вверх за счёт пружин, правда, недалеко. Если же на нём сидеть — оно проваливается вниз. Это вертикальная регулировка. Провалиться вниз, сперва ощутив невесомость, а потом двойной удар по позвоночнику, тоже приятного мало. Поэтому при вертикальной регулировке пилот, чтобы опуститься вниз мягче, привстаёт — прямо как бдительный машинист, если верить сайту m-files:

-7

Подлокотники регулируются по-разному — где-то с помощью трещотки, которую можно прощёлкнуть вверх, просто потянув подлокотник, а вниз — нажав кнопку либо ручку на торце; где-то откидываются свободно, а нижний упор выставляется барашком на нижней стороне подлокотника:

-8

А педали? При полностью выпрямленной ноге педаль должна полностью выжиматься. Поэтому педали перемещаются вперёд-назад. Где-то регулировка ручная (вернее, ножная) — механическим барашком у педалей, где-то электрическая. У Ил-76, например, это барашек, подтягивающий винт в глубинах механизма:

-9

У вертолёта Ми-8 — открытый складывающийся параллелограмм, очень наглядный механизм:

-10

У Ту-154 регулировка педалей электрическая, переключатели — на боковых пультах:

-11

А кое-где и вертикальная регулировка кресел электрическая.

РУДы и «шаг» (если это вертолёт) не регулируются никак, но если пилот не может подстроиться под кабину вследствие нестандартного роста или иных особенностей — его просто не допустит медкомиссия.

Так что шарики — не чисто арбузовский атрибут. Кстати, пилоту может быть важно не только положение в кабине. Скажем, после первого полёта одного из новых Ан-140-100 лётчик-испытатель, полковник, сделал замечание — козырёк стоит криво, а я по нему выравниваю на приземлении, когда пилотирование уже визуальное.

На скоростных самолётах с их узкими носами козырьки, как правило, косые, а вот на антоновских «вездеходах» они прямые — взять «Руслан» или тот же Ан-74, и по нему удобно сравнивать положение самолёта с горизонтом. В общем, козырёк подправили, лётчик остался самолётом доволен.

Как видим, даже сесть в кресло не так просто. Да даже на автомобиле удобная посадка для водителя важна, равно как и отсутствие посторонних предметов - сколько было аварий из-за закатившейся под педали бутылки?..