#культура #искусство #литература #поэзия #книги
Поэтический стиль Владимира Маяковского всегда вызывал много споров – одни его называют резким и рваным, другим клянутся в любви, считают ритмичным и по-настоящему выразительным. Сегодня разберемся как Маяковский пришел к своей знаменитой “лесенке" и развеем главные мифы о ней – о надуманных проблемах автора с пунктуацией и обвинениях в чисто шкурном интересе.
Читай до конца и вы узнаете:
- Как Маяковский пришел к своему стилю и был ли его создателем культура искусство. литература. поэзия. книги
- В чем его обвиняли коллеги по поэтическому цеху
- Был ли Маяковский безграмотен
История стиля Маяковского
Владимир Маяковский сделал ступенчатый стиль написания своего стихотворения широко известным и именно с ним он в первую очередь ассоциируется. Но такой формат встречался и ранее в произведениях классических авторов:
его использовал Александр Пушкин в комической поэме "Граф Нулин"
в яркой эмоциональной форме им писал Некрасов в стихотворении "Балет"
встречался в творчестве Андрея Белого – современника Маяковского
Сам же Маяковский изначально писал вполне традиционные стихи – об этом говорят первые его тексты, напечатанные в 1908 году в малоизвестном журнале "Порыв". Их было немало, но почти все из них безвозвратно утеряны, о чем автор ни капли не сожалел.
Стиль начал формироваться к 1912 году – тогда поэт уже публиковался в серьезных изданиях и игрался с формой стихотворения. К 1923 году Маяковский окончательно сформировал свой стиль и пришел к той самой "лесенке". Для этого откройте и почитайте, например, поэму "Про это", в которой автор рассуждает о силе любви, данной человеку природой.
В чем Маяковского обвиняли другие поэты
Особый стиль великого поэта часто подвергался критике, особенно часты были заверения коллег по цеху о том, что таким образом Маяковский стремится заработать как можно больше денег. Дело в том, что во многих изданиях платили за количество слов, но бывали и договоренности на количество строк, что с точки зрения других авторов казалось простым жульничеством.
В 1924 году после выступления Маяковского в Одессе студенты спросили Маяковского напрямую о том, правда ли что за одну строку он получает один рубль. На что автор отшутился, сказав, что все правда и жаль, что всего лишь рубль. Но дальше все таки объяснил, что те его стихи, что обычно считают непонятными и рваными главное правильно прочитать, так как это делает он. Каждый из них имеет свой ритм и дело остается за верной подачей.
Делаем вывод, что для Маяковского стиль вес-таки был превыше денег. Но если это заодно помогало ему прожить, можем ли мы винить его в этом?
Миф о неграмотности Маяковского
Если взглянуть на черновики поэта, можно обнаружить намеренное отсутствие всяческих знаков препинания. По словам его близких бывали случаи когда автор старался записать пришедшие на ум строки как можно быстрее, чтобы не позабыть и не потерять их. Ради этого он приносил в жертву правила расстановки запятых, попросту полностью их игнорируя . Если времени было достаточно запятые появлялись в нужных местах. Тоже касалось и "обработанных", аккуратно переписанных произведений.
Насчет грамотности Маяковского свидетельствуют и заполненные им официальные документы – в них правила русского языка выполнялись безукоризненно.
В своих произведениях же автор нарушал правила ради формы. В своем роде он был реформатором, с помощью слома традиционной формы письма, достигающего новых вершин выразительности. Об этом же он писал сам в статье "Как делать стихи" – конец строки он описывает как явственный сигнал сделать паузу, тем самым добиваясь с помощью ступенчатой формы особого ритма, явственно ощущаемого только при чтении стихотворения.
Только мастер может создавать новые правила
Ни в коем случае нельзя считать, что создание новых правил это дело безграмотных или ленивых. Важно понимать, что только автор, знающий цену правилам может найти новый формат и сделать его легендарным. В иных случаях – дело удачи.
Маяковский именно таков. Он использовал ступенчатый стиль для того, чтобы у читателя никогда не возникало при чтении проблем с ритмом и пониманием заложенных смыслов. Его пресловутая "лесенка" выстраивает такт стиха, расставляет паузы только там, где их задумал автор. По Маяковскому ритм – это энергия стихотворения, его движущая сила, которая раскрывается только тогда, когда стих ЗВУЧИТ вслух. Знать правила языка, разные поэтические формы: хореи, ямбы - не лишнее, но важнее найти свой стиль и свое звучание.
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
#чтение #стихи #маяковский #мифы #образование