«Архетип путешествия героя» или «мифологема путешествия героя» является продолжением глубинной психологии Карла Густава Юнга и основывается на мифологических изысканиях Джозефа Кэмпбела. Что подразумевает под собой этот архетип? Он выделяет общие закономерности в мифотворчестве. Вы, наверное, замечали, что множество мифов со всех уголков мира имеют очень много общего, некоторые даже повторяют друг друга, что удивительно, учитывая, их географическую рассредоточенность и происхождение из разных культурных сред. Тем не менее все мифы объединяет под собой архетип путешествия, не важно говорим ли мы о путешествии Геракла, Одина, Гильгамеша или эскимосского Кагсагсюка – везде есть элемент странствия, движения, как внешнего так внутреннего. Так вот архетип описывает как раз стадии этого движения.
К литературе и кино архетип героя успешно применил сценарист Кристофер Воглер. Изучая природу архетипа и каждую отдельную стадию путешествия, он вывел универсальный принципы или блоки построения сюжета.
Я изложу суть архетипа по Воглеру на примере фильма «Красотка» режиссера Гэрри Маршалла.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. Обыденный мир.
На этой стадии отображается обычная, обыденная жизнь героя до начала самого приключения. Прежде чем извлечь героя из естественной среды нужно описать эту среду, отобразить ее контраст с особенным миром или условиями, в которых герой в дальнейшем окажется.
Оба главных героя фильма участвуют в собственном путешествии.
Обыденный мир для Эдварда – это мир бизнеса и больших денег, в котором он занимает роль успешного и богатого дельца. Даже сам фильм начинается с символической фразы: «главное в жизни – это деньги». Он зарабатывает большие деньги, не заботясь об интересах других людей. Он властолюбив, и никогда не проявит слабину, он очень требователен по отношению к другим людям, он жаждет что бы все бегали вокруг него, но сам не прилагает встречных усилий – все это формирует его главную проблему: зацикленность на себе, скрытность, неспособность открыться и довериться другому.
Обыденный мир для Вивьен – это городские трущобы, вшивое общежитие, ночные улицы города, где она ищет «клиентов», и подружка, которая ворует у нее деньги на дурь. Вивьен от такой жизни далеко не восторге и считает себя пленницей данного образа жизни, хочет выбраться, но не может – всему виной отсутствие денег и в большей степени заниженная самооценка.
2. Зов к странствиям.
На этой стадии происходит призыв к странствию, путешествию или действию, который заставляет героя выйти за пределы обыденного мира. Часто зов поступает от других персонажей, в особенности от архетипа наставника, но может исходить от любого другого героя или быть спровоцированным каким-то событием.
Для Вивьен стадия зова — это появление Эдварда, ее потенциального клиента. Внешне может показаться, что это событие не несет для нее никакого «путешествия» так как это ее работа. Но так кажется только в начале. Итак, при появлении Эдварда она не раздумывая предлагает свои услуги, что является зовом для него. Он его принимает, хотя в начале просит лишь показать дорогу.
3. Отвержение зова.
Этот этап обычно самый короткий. Иногда его вообще не раскрывают. Но бывает, что герой может отказаться от представленной ему возможности или предложения, уклониться, сбежать и так далее. Обычно это ведет к печальным последствиям для него. От «судьбы» ли, от «космоса» или еще от чего, он получает хороший пинок под зад, вынуждающий его принять зов и отправиться в путешествие. Иногда в дело вступает необходимость, и герой просто не может отвергнуть зов, потому что на кону стоит его жизнь, либо жизнь его близких, либо судьба всего мира.
Стадия отвержения зова в фильме практически не развита, ее роль там играет минутное колебание, которое испытывают герои прежде чем окончательно откликнуться на зов друг друга.
4. Встреча с наставником.
Этот этап предполагает встречу с архетипом наставника. Наставник не обязательно предстанет в виде древнего старца, мудреца или учителя по фехтованию – им может быть любой персонаж, который чему-либо учит главного героя. Функцию наставника может исполнять не только человек, но и какое-либо правило, совет, кодекс чести, наставление отца, словом то, что способно помогать герою, наставлять его во время путешествия. Функцию наставника могут выполнять герои, у которых и без того есть спецификация, наставником может быть друг, недруг или любовник (например, одновременно роль наставника и любовника играет герой Леонардо ДиКаприо в фильме Титаник).
В фильме роль наставника по отношению к Вивьен играет мистер Томсон, управляющий отеля. Он выступает в качестве феи крестной, хотя обходится без мышей и карет. Он помогает ей с одеждой, а еще учит правильно обращаться со столовыми приборами.
5. Преодоление первого порога.
Преодоление порога — это своего рода микроиспытание, препятствие для преодоления которого требуется определенная храбрость и воля. Это последний этап первого действия, то есть завязки, преодолев который герой полностью окунается в гущу событий. Не редко на стадии преодоления порога встречается фигура привратника. Привратником может быть какой-нибудь персонаж или сила, преграждающие путь герою. Они могут напрямую мешать ему, могут отговаривать его от путешествия и т.д. Для роли привратника сгодятся даже особенности ландшафта, к примеру – гора которую герою непременно нужно преодолеть, а он к несчастью боится высоты…
В фильме символическим преодолением порога можно считать само пересечение порога отеля или пентхауса, а фактическим – проведенную вместе ночь.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
6. Испытания, союзники, враги.
Название этапа говорит само за себя. Теперь героям предстоит столкнуться с рядом испытаний, сражений (любых форм и видов), проверить себя на прочность. Им предстоит обрести друзей и нажить врагов. В критических ситуациях выявляется неожиданные стороны характера, а по мере преодоления им препятствий происходит его эволюция. На этом этапе герой узнает правила особенного мира и учится играть по ним.
Для Вивьен первым испытанием становится встреча с деловыми партнерами Эдварда. Ей нужно подготовится к этой встрече, но не все так просто: ее прогоняют из магазина одежды тамошние продавщицы. Они-то и попадают под определение врагов. Но тут появляется фигура друга и одновременно наставника в виде мистера Томсона управляющего отеля, который помогает ей раздобыть нужное платье.
Для Эдварда испытанием является возможная неудача его предприятия. Врагом – старый владелец предприятия, которое Эдвард хочет продать и получить деньги. Другом – его партнер Филип. Но у Эдварда ситуация с друзьями и врагами неоднозначная: впоследствии они меняются местами, друг становится врагом, а враг – союзником.
7. Приближение к сокрытой пещере.
Это фаза приближения и подготовки к главному испытанию. Можно назвать ее 2-м порогом. Если путешествие героя было его движением к определенному месту, то эта стадия разворачивается на подступах к нему. Перед тем как приступить к главному испытанию, герой нередко останавливается чтобы собраться с мыслями, составить план, организовать свои силы, собрать армию и прочее. В мифах приближением к сокрытой пещере становится спуск в царство мертвых (Орфей, Иштар), в логово дракона (Сигурд) или лабиринт минотавра (Тесей) и т.д.
Для Вивьен «приближение» происходит во время ссоры с Эдвардом. Она собирает вещи и уходит. Поводом для ссоры послужило унижение, которому подверглась Вивиен со стороны Филипа и Эдварда. Получается, что взбунтовалась ее самооценка, у нее теперь появилось уважение к самой себе, то, чего не было раньше. Теперь она уже определенно не та, кем была в начале.
Эта же ссора является «приближением» и для Эдварда. Здесь он демонстрирует то чего раньше не делал, а именно – участие и способность притупить свое эго. Когда Вивьен направилась к лифту он пошел за ней, попросил остаться и принес свои извинения. В самом начале фильма в разговоре со своей подружкой он этого не сделал. На лицо успехи в плане внутренней эволюции.
8. Главное испытание.
Это очень важная стадия, которую еще называют «кризис». Главное испытание — это еще не кульминация, а только проверка героя. На этой стадии герой сталкивается с серьезной проблемой внешней или внутренней. Как известно, развитие сюжета - это движение. Но не одно только внешнее, фактическое, а еще и внутреннее, предусматривающее рост или эволюцию героя. Таким образом главное испытание — это борьба либо с внешним врагом, либо с внутренним. Внешний враг – это обычно персонаж вроде Дарта Вейдера, Воландеморта или Саурона, который в силу своей природы становится в оппозицию к герою. Внутренним врагом могут выступать всякого рода неврозы, страхи, предубеждения, негативные стороны характера, которые герой должен побороть, а если и не побороть, то по крайней мере научится жить с ними. Собственно, эволюция героя и зависит от побед на этом «внутреннем» поле боя.
Для Вивьен, это момент, когда Эдвард предлагает купить ей квартиру и обеспечивать, сам же он будет наведываться к ней в перерывах между деловыми встречами. Но как можно заметить роль содержанки ее уже не устраивает, она хочет «большего». Теперь она уже окончательно прониклась самоуважением к самой себе, настолько, что способна отказаться от беззаботной жизни, если это будет задевать ее человеческое достоинство.
Эдвард тоже меняется, он становится менее эгоистичным, цели его - более созидательными. В конце концов он решает не разрушать компанию своего «врага» хоть это и принесло бы лёгкую сиюминутную прибыль, а предлагает ему взаимовыгодную сделку. Теперь они будут вместе строить корабли.
9. Награда.
Этот этап является прямым следствием предыдущего. Герой после преодоления «кризиса» обретает некую награду. Награда может иметь разные формы, от волшебного меча или драгоценного камня, до наград внутренних, когда герой избавляется от внутренних проблем, преодолевает детские страхи, открывается перед другими людьми, становится менее эгоистичным и т.д.
В фильме герои много чего приобрели, одна стала уважать себя, а другой разобрался с детскими проблемами и неврозами.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
10. Обратный путь.
Обратный путь, это стадия, когда герой, пройдя долгий путь, преодолев множество испытаний, приобретя что-то ценное, возвращается обратно в обыденный мир.
11. Возрождение.
Возрождение можно считать кульминацией всего произведения. В этот момент проводится последняя проверка героя: действительно ли он вынес нужные уроки, не сломит ли его очередное препятствие. Это последняя попытка сбить героя с его пути, этап, когда он в прямом или переносном смысле умирает и возрождается. В звёздных войнах каждый из первых трех фильмов завершается тем, что Люк кажется убитым, но потом он чудесным образом выживает. Каждое новое испытание приносит ему знания, дающие власть над темными силами. Каждый раз полученный опыт меняет его.
Опять же, для Вивьен, это отказ оставаться на роли содержанки. Она возвращается в свой обыденный мир, но только за тем чтобы собрать вещи и навсегда покинуть его. Теперь у нее есть планы относительно собственного будущего, она собирается найти работу и получить образование.
Эдвард переживает "возрождение" тогда, когда приезжает к дому Вивьен и спасает ее подобно рыцарю на белом коне. Он не дал ей уйти и не позволил себе отпустить ее. Словом, он дал ей ту самую сказку, которую она хотела.
12. Возвращение с эликсиром.
На этом этапе герои возвращаются в обыденный мир с чем-то ценным, что они приобрели в странствии. Это может быть какой-то предмет или знание, имеющее созидательную силу, цель его - исцелить других, возродить землю, принести благополучие общине и т.д.
Вивьен поняла, что жить по-старому нельзя, она приобрела самоуважение к себе, теперь она пытается наградить им других. Вивьен определенным образом повлияла на свою подругу Кит, которая тоже стала задумываться о несколько другой жизни, подальше от уличных притонов.
Какая польза от всего этого?
Понаблюдайте во время чтения книг или просмотра фильмов за тем как развивается сюжет. Вы отметите, что в каждом случае сюжет этих произведений будет включать вышеперечисленные элементы. То насколько хорошо и полно развиты стадии путешествия героя, определяет успешность "написанного" или "снятого", если вы кривитесь при слове «успешность», то я скажу "полнота и интерес". Произведение, созданное по вышеперечисленным лекалам психологически более приспособлено для восприятия человеком. Любая книга или фильм, если они вызывают неподдельный интерес у масс, определенно имеют в своей структуре упомянутые архетипы, и неважно осознанно они были использованы или нет.
Литература:
Кристофер Воглер «Путешествие писателя»;
Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»;
Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»;
Карл Густав Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное».