У меня есть неврологический молоточек. Классная вещь! Ученики пищат от восторга и жаждут эксперимента на себе, любимых. Выставляют в проход коленки и получают молоточком. Теперь можно мериться не размером смартфона, а высотой, на которую подпрыгнула голень!
Дальше на скелете показываю, где находится мышца, поднимающая голень, и спрашиваю: откуда и как эта мышца узнала, что нужно сработать.
При такой «артподготовке» материал о рефлексе и рефлекторной дуге идет на ура.
Молоточек можно заменить анимационным роликом. У меня их два: в одном показано, как дергается голень в ответ на удар. В другом — тот же человек как бы в разрезе и показан путь электрического импульса.
Сначала ученики выдвигают гипотезы, потом смотрим этот второй ролик и проверяем, насколько они были правы.
На следующем этапе изучаем спинной мозг. У меня есть (я же Плюшкин, я же никогда ничего не выбрасываю, у меня есть даже пособие, датированное 1936-м годом!) микропрепарат спинного мозга.
Конечно, срез мозга можно посмотреть и на фотографии из Сети, но согласитесь, что если при учениках включить цифровой микроскоп, показать с кафедры старое стеклышко, положить его под объектив, подвигать (а на экране видны все движения) и указывать на какие-то детали не указкой на экране, а иголкой на препарате, то впечатление совсем другое! Это же сказка, магия какая-то, а не сухая «ботаника».
Углубляться в дебри спинномозговых оболочек и других тонких деталей можно в зависимости от подготовки конкретного класса. Базово, то есть для всех, я делаю акцент на «бабочке» серого вещества, которое, кстати, великолепно видно на препарате. Здесь удобно повторить функции белого и серого вещества, а заодно вспомнить строение нейрона и существование миелиновых оболочек.
Что касается спинномозговых нервов, то показывают на скелете места их выхода за пределы позвоночника. Видим отростки позвонков и представляем, что с этими нервами может быть при искривлении позвоночника. На мой взгляд, это лучший способ убедить ребенка сидеть с прямой спиной и не носить тяжелую сумку на одном плече.
Теперь о пятерках, заявленных в заголовке. Посмотрите на опорный конспект: большая пятерка — это пять участков рефлекторной дуги. Кто запомнит и сможет составить дугу какого-нибудь рефлекса, тот молодец с пятеркой.
В некоторых классах хорошо идет объяснение рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса. А в некоторых мы берем несколько неожиданный материал.
На потолке каждого кабинета есть датчик дыма. Я спрашиваю:
- Что будет, если подымить возле него?
- Сработает система пожаротушения, - скажут ученики.
- А как система узнала о наличии дыма?
- Датчик отправил сигнал по проводам.
- Куда отправил?
- В эту самую систему.
- А пожарным разве не интересно, что у нас здесь дым?
В общем, приходим к мысли, что есть датчик (рецептор), некий пункт, где идет сбор информации и отправка сигнала пожарным и к системе пожаротушения (спинной мозг) и сама система пожаротушения (мышца). И все это связано проводами (нервы).
Я понимаю, что все это слегка притянуто за уши, но факт остается фактом: ученики хорошо понимают и запоминают, как выглядит рефлекторная дуга.
Когда переходим к проводниковой функции спинного мозга, я говорю, что спинной, конечно, умеет анализировать ситуацию и отдавать приказы, но практически всегда хочет, чтобы его приказ был одобрен «сверху». И сначала посылает импульс в головной мозг (вот для чего белое вещество).
А дальше я спрашиваю, для чего в автомобилях устанавливают подголовники. Многие ученики знают, что не только для комфорта. А чтобы не случилась «травма ныряльщика» при резком торможении. Теперь, зная проводниковую функцию спинного мозга, дети сами могут объяснить, чем это опасно.
Для закрепления берем несколько рефлекторных реакций и каждая группа составляет рефлекторные дуги. Примеры ситуаций:
- кошка увидела собаку;
- человек положил на язык ломтик лимона;
- во время контрольной в кармане завибрировал смартфон;
- к носу спящего человека поднесли тарелку свежей клубники и т. д.
Обсуждая дуги, составленные разными группами, приходим к выводу, что они все одинаковы, различаются только типом рецепторов и ответной реакцией.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!