Коронованный упрямец топнул ногой. Спорить было бесполезно. Младшая дочь Георга III знала, что этот разговор ни к чему не приведет, но предприняла еще одну бесплодную попытку. «Замуж нельзя», - твердил отец. Он давно решил, что свою любимую Амелию оставит при себе.
Король Георг III впервые увидел свою будущую жену за четыре часа до бракосочетания. Классический договорной брак между двумя знатными семействами. Но он оказался счастливым. И плодовитым. В детской королевского дворца веселились пятнадцать отпрысков – девять мальчиков и шесть девочек.
Старший брат родился на двадцать один год раньше Амелии, и он же стал ее крестным отцом. Церемонию в капелле Сент-Джеймсского дворца провели 17 сентября 1783 года.
«Наша маленькая сестра, - писала другая принцесса, Шарлотта, - одна из самых красивых малышек, которых я когда-либо видела».
Обожаемый младший ребенок – таким был признанный «статус» Амелии. Отец души в ней не чаял. На старших детей у него всегда было мало времени, а теперь он с удовольствием бродил с дочерью по парку, катал ее на пони и буквально осыпал подарками. Если король Георг III был занят, девочка скучала по нему. Но ей позволялось отправлять папеньке письма – трогательные каракули пятилетней малышки король с гордостью показывал придворным. И приговаривал: это его любимая дочь!
Небо заволокло тучами так неожиданно, что никто не был к этому готов. У государя случился приступ безумия. Королева Шарлотта, бледная, с трудом сдерживающая слезы, объявила детям – какое-то время они поживут отдельно, в Виндзорском замке. А ей нужно ухаживать за супругом.
Больше всех были разочарованы старшие дочери. Георг III планировал на 1789 год большую поездку по Европе, чтобы познакомить принцесс с иностранными князьями и принцами. Ожидалось, что это после этого турне девушки выйдут замуж: ведь Августе Софии уже исполнилось двадцать, Елизавете – восемнадцать, Марии было двенадцать, но ведь можно было спланировать союз на перспективу… Теперь поездка отодвигалась на неопределенный срок.
Состояние короля балансировало – то хуже, то лучше. Королева Шарлотта резко поменяла тактику, и вернула детей во дворец. Она почувствовала, что просто не может находиться одна рядом с безумным мужем. Шло время, и оно не сулило никаких перемен. Принцессы принялись «посматривать по сторонам», но любые разговоры о возможном замужестве пресекались. Ее величество не желала отпускать от себя дочерей.
Старшая, Августа, была в шаге от счастья – датский наследный принц влюбился без памяти и сделал ей предложение. Но упрямый отец отказал будущему королю: к слову, своему племяннику. «Ваш отец, - заявил он принцу Фредерику, - очень дурно обошелся с моей сестрой, с вашей матерью. И я не отправлю больше ни одну британскую принцессу на датскую землю». Затем посватался шведский принц, и дело опять не сладилось… Августа металась по дворцу в полном отчаянье.
Приготовили такую же участь и младшей дочери короля, Амелии. Когда девушка подросла, и к ней начали свататься, Георг III категорично отвечал: «Замуж ей нельзя». Словно капризный ребенок он не желал расставаться со своей самой любимой игрушкой.
Амелии исполнилось шестнадцать, когда она неудачно упала с лошади. Колено разболелось так сильно, что принцесса почти не могла ходить. И тогда королева Шарлотта неохотно отправила дочь на морской курорт. Это помогло. На следующий год Амелия упросила мать снова дать ей возможность отдохнуть на берегу моря, и опять получила разрешение. Дело в том, что к девушке всегда были приставлены сопровождающие: фрейлины, слуги и… охрана. Офицер Чарльз Фицрой, сын барона Саутгемптона, выделялся из всех красотой и статью. Принцесса влюбилась.
Неизвестно точно, было ли это чувство взаимным, и во что оно переросло. Но в 1801 году, находясь в приморском Уэртинге, Амелия написала матери письмо. Она сообщала, что готова выйти замуж за Чарльза Фицроя. Даже если этот морганатический брак повлечет за собой ее исключение из числа членов королевской семьи. Принцесса так мечтала о семейном счастье, что готова была отказаться и от титулов, и от наследства... Только бы покинуть дворец навсегда!
«Мы пока не скажем об этом отцу, - рассудила королева. – Нужен подходящий случай».
Неведомо какими судьбами, но Георг III узнал про планы младшей дочери. И снова на весь дворец прозвучал его резкий крик: «Замуж ей нельзя!».
Заключить брак Амелии не позволили. Но она до конца своих дней подписывала письма «Амелия Фицрой». Впрочем, жить ей оставалось не так уж долго. Когда стало очевидным, что король никогда не даст своего согласия на замужество дочери, хвори посыпались на принцессу. И 2-го ноября 1810 года девушки не стало.
Считается, что именно после смерти Амелии король Георг III окончательно утратил рассудок. «Он в постоянном диком бреду», - писал личный врач государя. Царственный упрямец прожил после этого еще десять лет.
Офицер Чарльз Фицрой, согласно завещанию принцессы Амелии, получил от неё всё, что принадлежало лично влюблённой девушке. В 1816 году он женился на Элизе Барлоу, но детьми не обзавёлся. Чарльз дослужился до генерала, и умер в 1831 году.
Помните, датскому принцу отказали, когда он сватался к старшей дочери Георга Третьего? Почему это произошло, читайте в моей статье:
#наука #история #короли #семейные отношения #семья #свадьба
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!