Здесь уже не мощная сибирская тайга, но ещё и не арктическая тундра. Хотя до южного берега моря Лаптевых отсюда всего каких-то 400 км по извивающейся словно змее сквозь горные хребты Яне.
Да и климат тут суровый, злобный такой и субарктический. Шутки ли, как никак уже за 70-й градус северной широты.
Якуты здесь никогда не жили, зато в начале 50-х годов прошлого столетия геологоразведка нашла в горах хребта Черского гигантское месторождение олова и как выяснится крупнейшего на всей территории СССР.
Сейчас в том месте расположен посёлок Депутатский. А олово советскому государству после разрушительной и тяжелой Великой Отечественной войны нужно было много.
Возникла потребность в перевалочной базе с крупным речным портом, чтобы можно было завозить грузы и оборудование по СевМорПути к будущему месторождению. Ближайшей судоходной рекой в двухстах километрах на запад от Депутатского оказалась Яна.
Говорят, что Яна едва ли не одна из самых сложных для судоходства рек
в России. В верховьях быстрая горная река с мощными порогами и перепадами воды. В нижнем же течении она превращается в тундровую с постоянно извивающимся руслом, мелями и меняющимся ежегодно фарватером.
Так и появился речной порт и рабочий поселок в устье реки Куйга, где она впадает в Яну с одноименным названием Усть-Куйга.
И выше Усть-Куйги сухогрузы как говорят уже подняться не могут.
Перевалбаза Усть-Куйга как и многие другие аналогичные поселения в 1950-х годах появился и строился в основном силами заключенных.
В 1952 году в Депутатский из Усть-Куйги, преодолев 230 километров полного бездорожья пришел первый караван грузов по пробитому через перевалы зимнику.
В середине 1980-х годов Депутатский, который стал к тому времени уже районным центром большого Усть-Янского улуса, обрел и круглогодичную дорогу к своему порту в Усть-Куйге.
Да и Усть-Куйга к концу 1960-х стал самостоятельным посёлком и важным транспортным узлом не только для Депутатского.
Зимой через Усть-Куйгу стал проходить зимник из Якутска на Тикси, Нижнеянск и Депутатский, а летом из моря Лаптевых сюда заходили сухогрузы чем только не гружённые.
Появился и свой аэропорт, способный принимать даже Ан-24, магазины, детский сад, школа и АЗС и ряд других учреждений.
В конце 1980-х годов в посёлке были самые - самые "золотые времена" и проживало здесь почти 6 тысяч человек. Сейчас же по рассказам местных осталось едва ли больше 500-600 человек. Почти все русские, которым некуда ехать, да и не на что.
После того как в Депутатском закрылся ГОК и большая часть населения уехала, грузооборот в местном порту значительно упал. Но несмотря на это, местный порт всё-равно является важным жизнеобеспечивающим предприятием для всего Усть-Янского, Верхоянского и Эвено-Бытантайского улусов.
Летом судами сюда завозятся топливо, грузы, а с наступлением зимы и открытием зимников их начинают развозить по труднодоступным посёлкам.
Мы оказались в этом посёлке по пути из Тикси на Депутатский. И первое, что удивило - тишина и почти полное отсутствие людей.
Большая часть посёлка сейчас заброшена, даже речной порт и тот выглядит как после бомбежки.
Покосившиеся ветхие двухэтажные типовые деревянные северные дома навеивали какую - то необъяснимую тоску и было не по себе.
Зато есть здоровенная по местным меркам новая деревянная церковь. Нечасто такое встретишь в Арктике.
Заглянули в магазин с продуктами полный порядок. Всё есть, но не сказать, что доступно даже с местными северными зарплатами.
Поговорили немного с редкими местными жителями. В поселке и раньше жили в основном русские, а сейчас и тем более. Поэтому он отличается от большинства других якутских посёлков и разрухой и урбанизацией.
Частного сектора как такового нет, и хозяйства тоже.
В якутских посёлках частный сектор, лошади, сараи. Здесь же типичный рабочих посёлок.
Немало полностью брошенных зданий, но есть и сгоревшие как на фото ниже.
Но люди здесь приветливые и не отказывают нуждающимся в помощи. Мы задержались в поселке на пару дней, занимались незапланированным экстренным ремонтом машины.
Заодно и посмотрели как живут люди. В посёлке есть центральное отопление и это отличительная черта Якутии. На том же Таймыре в посёлках как правило нет котельных и каждый дом отапливается индивидуально.
Удивило наличие в домах туалетов и ванных с центральным водоснабжением. А вот очистных сооружений нет и канализация сливается прям рядом с домом, образуя такие вот озера вокруг домов как на фото ниже.
Представляю как "красота" благоухает с июня по сентябрь и как перемещаются люди между таких вот болот.
Живет в посёлке зимой немало приезжих, которые работают здесь вахтой на зимниках. Приезжают в декабре и уезжают в мае, многие приезжие из теплых регионов страны.
Прилететь сюда на самолете удовольствие тоже не из дешевых, билет на еженедельный рейс до Якутска обходится почти в 30 тысяч рублей в одну сторону.
Но летом есть ягоды, грибы, много рыбалки и потрясающая якутская природа.
Удивительно, но время в таких посёлках застыло где-то между "восьмидесятыми" и "нулевыми". Я называю это временной вакуум из которого многие хотели бы выбраться, но увы не могут...