Этот германский истребитель 1-й мировой войны впервые привлек мое внимание при просмотре фильма «Голубой Макс», снятого еще в 1966 году. Там молодой немецкий летчик, только что прибывший из авиашколы на фронт, спрашивает командира, на чем он будет летать. Ответ «На Пфальце» пугает новичка: «Это же старый самолет! В школе нам обещали, что воевать будем на новых машинах!». И получает отповедь: «Мало ли, что вам обещали. Новых истребителей не хватает, поэтому на них летают только опытные летчики». После чего новичок чуть ли не полфильма громит британскую авиацию на «устаревшем» Пфальце, пока, как лучший ас эскадрильи, не получает новейший Фоккер-триплан.
Этот «устаревший» но, судя по фильму, весьма успешный аэроплан заинтересовал меня, и я решил узнать о Пфальце побольше. Тем более, что самолет мне понравился: его зализанные, обтекаемые формы легки, по-своему красивы и довольно необычны для того времени, когда «этажерки» зари авиации были в основном угловаты и в большинстве своем противоречили законам аэродинамики - науки, тогда еще только зарождавшейся. Информация, которую мне удалось «нарыть», оказалась достаточно интересной и во многом перевернула сложившиеся у меня до этого представления об основных истребителях кайзеровской авиации и их роли в 1-й мировой войне.
Спросите любого человека, хоть немного интересующегося историей авиации, какой самолет был основным истребителем германских ВВС времен 1-й мировой войны. Гарантирую, ответ будет однозначным и дружным: «Фоккер-триплан». Этот необычный даже для того времени сплошных экспериментов аэроплан с тремя рядами крыльев сегодня считается символом кайзеровской авиации. В немногочисленных фильмах о воздушных боях 1-й мировой войны именно стаи германских трипланов противостоят английским и американским самолетам (французов почему-то упорно не показывают, словно они и не воевали вовсе).
Между тем, Фоккер Dr.I, в просторечье именуемый Фоккером-трипланом, никогда не был не только основным, но и вообще массовым самолетом. Он выпускался серийно только 10 месяцев (с июля 1917 по май 1918 г), за которые было построено всего 320 аэропланов этого типа – маловато для ведения масштабной воздушной войны. В сущности, триплан являлся «самолетом для асов» и был довольно редкой экзотикой в германских авиачастях (его доля в истребительном парке Германии на пике использования не превышала 8%). В боях он тоже участвовал относительно недолго: первый боевой вылет состоялся 1 сентября 1917 года, в ноябре последовал месячный перерыв в применении этого самолета из-за серии катастроф; лишь в декабре после устранения дефекта Фоккер Dr.I вновь стал подниматься в небо. Но уже в конце июня 1918 г в авиачасти поступило распоряжение применять оставшиеся трипланы исключительно как учебные машины...
В реальности же самыми массовыми аэропланами, составлявшими основу германской истребительной авиации в 1-й мировой войне, были бипланы «Альбатрос» и Фоккер D.VII. Причем Фоккеры D.VII приняли участие в боях только с мая 1918 г и воевали всего шесть месяцев (правда, «наштамповать» таких истребителей за это время немцы ухитрились около 3000 штук). А основная тяжесть длительной воздушной войны легла на крылья истребителей типа «Альбатрос». Постоянно совершенствуясь (последовательно на фронт поставлялись серии D.I, D.II, D.III, D.V и D.Vа) «Альбатросы» воевали более двух лет – срок, завидный в то время для истребителей всех стран. Ведь в основном аэропланы того периода устаревали после разработки в течение всего нескольких месяцев; «Альбатросы» же участвовали в боях до самых последних дней войны! Первую воздушную победу «Альбатрос» ранней серии одержал еще в сентябре 1916 года, и вплоть до середины 1918 года, когда в отряды стали массово поступать Фоккеры D.VII, «Альбатросы» составляли основу немецкой истребительной авиации. Даже появление великолепного «Фоккера-седьмого» не вытеснило полностью «Альбатросы» из строя: накануне окончания войны в германских истребительных отрядах оставалось еще около 300 «Альбатросов». Всего же за время войны их было выпущено более 4.000 штук (всех модификаций).
Итак, основу германского истребительного парка на значительном отрезке 1-й мировой войны составляли самолеты типа «Альбатрос». Основу, но не весь истребительный парк. Кроме «Альбатросов» в этот период немецкие летчики летали еще на «Роландах», Хальберштадтах, и Фоккерах различных типов; однако все эти аэропланы по числу выпущенных машин не шли ни в какое сравнение с ордами «Альбатросов». На фоне тысяч экземпляров «Грозной птицы кайзера» серии в 100 – 200, максимум 300 самолетов выглядели скромным довеском к основному герою, экспериментальными машинами, недостойными больших серий. Вот тут-то и всплывает название: Пфальц D.III. Оказывается, этот самолет был третьим по числу выпущенных экземпляров германским истребителем времен 1-й мировой войны (более 1.000 шт.) и вплоть до появления Фоккера D.VII он составлял серьезную конкуренцию главному истребителю кайзеровской авиации - многие летчики предпочитали в бою Пфальц «Альбатросу». Пфальц D.III появился в войсках гораздо позже – почти через год после первых «Альбатросов», но так же провоевал до конца войны, несмотря на то, что в последние месяцы новые, более совершенные истребители (в том числе и его потомок Пфальц D.ХII) вытеснили заслуженную «тройку» на второстепенные участки фронта.
Так как же появился на свет Пфальц D.III и кто был его создателем?
Компания «Пфальц Флюгцойгверке» была основана в 1913 г. в городе Шпейере на Рейне братьями Альфредом, Эрнстом и Вальтером Эверсбуш. Компания была организована при поддержке властей Баварии, которые хотели иметь свое, очень модное в то время авиационное производство. Правда, предприятие создавалось не для реализации собственных разработок, которых просто не было, а для копирования по лицензии французских аэропланов Моран-Солнье типов L и H. К началу войны переговоры были в самом разгаре. Братья Эверсбуш купили лицензию и наладили производство модели L «Парасоль»; всего было произведено 60 таких аэропланов (под названием Пфальц А.1), которые после объявления войны стали воздушными разведчиками.
А вот по модели Н владельцы фирмы уже получили полный комплект чертежей, но еще не имели разрешения на производство, так как не оплатили лицензию из-за недостатка денег (рассчитаться собирались после реализации аэропланов серии L). И тут грянула война. Братья Эверсбуш, пытаясь соблюсти правила коммерции, какое-то время крепились. Но когда германское командование, напуганное появлением у французов первых истребителей (кстати, производства именно фирмы «Моран-Солнье») потребовало от немецких авиафирм создания подобных самолетов с синхронизированными пулеметами, владельцы «Пфальц Флюгцойгверке» плюнули на приличия. И извлекли из сейфов неоплаченные чертежи Морана-Солнье Н. Быстренько «пришпандорив» на капот чужого, в сущности, аэроплана пулемет Максим LMG.08 и снабдив его разработанным инженером Шнейдером синхронизатором, предприимчивые баварцы представили командованию новый германский истребитель Пфальц Е.1.
Этот самолет отличался от так напугавшего немцев французского истребителя Моран-Солнье только пулеметом германского типа, да немного сдвинутыми назад стойками шасси. Машина была тут же принята на вооружение кайзеровской авиации, параллельно с начавшим поступать в войска другим германским истребителем – знаменитым Фоккером «Айндеккер». Оба самолета оказались довольно близки друг к другу по техническим характеристикам, чего нельзя сказать о мощностях фирм. За то время, пока эти аэропланы не устарели и находились в производстве, фирма «Фоккер» успела выпустить свыше 400 «Айндеккеров», а «Пфальц» - только 50 истребителей (все они пошли на вооружение авиаотрядов, создававшихся в Баварии). Именно из-за его малочисленности истребитель Пфальц Е мало кому известен; несмотря на хорошие для его времени летные и боевые характеристики, Пфальц Е так и остался в тени своего знаменитого собрата.
Тем не менее, главное было сделано. Фирма «Пфальц» попала в «обойму» фирм, работающих «на оборонку». А это означало государственные дотации на расширение производства и государственные заказы на новые аэропланы. Вскоре последовало и то, и другое. Сначала при помощи государства была расширена производственная база фирмы «Пфальц», а в 1916 году правительство привлекло компанию к лицензионному производству истребителя, разработанного фирмой LFG - биплана «Роланд» D.I, которого в начале 1917 года сменила новая версия «Роланд» D.II. Расширение технической базы фирмы заметно сказалось на производительности: подавляющее большинство из 300 изготовленных «Роландов» выпустила именно компания «Пфальц», а не LFG.
Работа над «Роландом» сделала компанию «Пфальц» по-настоящему серьезной авиационной фирмой. «Роланды» не отличались хорошей маневренностью, но они обладали очень чистыми аэродинамическими формами и высокой прочностью фюзеляжей, имевших революционную для того времени конструкцию типа монокок (такие фюзеляжи выклеивались несколькими слоями перекрестно уложенных листов шпона). Именно эта технология и стала отправной точкой для создания собственного истребителя. Амбициозные владельцы фирмы не могли смириться с тем, что они только воплощают в жизнь чужие разработки – это оставляет название фирмы «в тени», делая ее «второстепенной». Лишь создание собственного, причем обязательно удачного самолета могло выдвинуть компанию «Пфальц» в число ведущих авиационных фирм Германии.
Разработку своего самолета братья Эверсбуш поручили талантливому инженеру австрийцу Рудольфу Герингору, пришедшему на фирму в ноябре 1916 г для работы с производившимися там «Роландами». Герингор определил, что высокие для того времени скоростные данные «Роланда» зависят как от мощности двигателя, так и от обтекаемого фюзеляжа-монокока. А вот плохие маневровые качества проистекают из громоздкой и тяжелой бипланной коробки. «Не мудрствуя лукаво», Герингор решил создать новый истребитель путем глубокой модернизации «Роланда», причем модернизация оказалась столь значительной, что внешне новый «Пфальц» совершенно не походил на свой первоисточник. Взяв за основу конструкцию фюзеляжа «Роланда» D.II, Герингор сделал его тоньше и изящнее, выиграв при этом около 30 кг веса (для того времени разница немалая!). Забраковав неудачную бипланную коробку «Роланда», инженер модернизировал ее по образцу французских полуторапланов «Ньюпор». В результате нижнее крыло было укорочено, но в отличие от однолонжеронных крыльев «Ньюпоров» и уже появившихся в войсках «Альбатросов» оно оставалось двухлонжеронным. Это положительно сказалось и на прочности конструкции, и на маневренности аппарата. На новом самолете, получившем обозначение Пфальц D.III, установили тот же двигатель водяного охлаждения, что стоял на «Роланде». В результате Mersedes D.III мощностью 160 л.с. разгонял Пфальц до той же скорости, что и «Роланд» - до 165 км/ч. А вот маневренность, благодаря меньшему весу и переработанному крылу, была значительно выше, чем у «Роланда». Вооружение нового истребителя состояло из двух синхронных пулеметов «Шпандау», размещенных по бокам двигателя под обшивкой фюзеляжа, что также улучшало аэродинамику аэроплана.
Прототип самолета был облетан в апреле 1917 г., а в следующем месяце он прошел официальные испытания. Оценка машины комиссией была положительной. В тот период из воюющих частей часто поступала критика в адрес «Роланда» D.II, который не мог идти ни в какое сравнение со своим конкурентом – истребителем «Альбатрос» D.III. Поэтому неудивительно, что после успешных государственных испытаний руководство фирмы «Пфальц» сумело убедить заказчика приобрести вместо 70 недостроенных по контракту неудачных «Роландов» такое же количество значительно лучших истребителей Пфальц D.III. А после положительных отзывов с фронта о качествах нового истребителя Пфальц был официально принят на вооружение, и началось его массовое производство.
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (02). Фронт. Боевые возможности
1МВ. Пфальц - в тени грозного «Альбатроса» (03). Асы Пфальцев
Другие статьи канала по авиации 1-й мировой войны:
1МВ. «Альбатрос» - грозная птица кайзера
1МВ - ВВС Италии: многоцелевые самолеты
1МВ: многомоторные бомбардировщики Италии
Истребители Австро-Венгрии: «первый блин комом» или «за неимением гербовой бумаги пишут на простой»
Истребители Австро-Венгрии: «второй блин хорош, да мал»
1МВ. Первый истребитель британских асов
Анрио H.D.1 (01): случайный шедевр в руках итальянцев
1МВ. Истребитель SSW - немецкая копия Ньюпора.
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.