Поводом для написания настоящей статьи стала дискуссия на эту тему в Интернете. Причем, как это часто бывает – мнений много, а вот обоснованных убедительных мнений почему-то нет вовсе.
Между тем ларчик открывается на первый взгляд достаточно просто: надо лишь найти необходимые международно-правовые и национальные нормативно-правовые определения войны и специальной военной операции. Но это только на первый взгляд. На самом деле в этом вопросе, как и во многих других сложных вопросах, очень много подводных камней, на которых я в рамках небольшой статьи останавливаться не буду.
Наиболее полное определение войне (на мой взгляд) даётся в постановлении № 5 Высшего Государственного Совета Союзного государства (России и Беларуси) «О Военной доктрине Союзного государства»: «...война - социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями и социальными группами с применением военной силы противостоящими сторонами...».
В международном гуманитарном праве дела обстоят похуже: там термин «война» применяется с 1907 года, а вот его определение отсутствует.
Наиболее же точное, ёмкое и понятное определение (не нормативное) войны я нашёл в справочнике «Международное морское право» (Москва, Воениздат, 1985, С. 383): «Под термином «война» понимается любой вооруженный конфликт, в том числе носящий внутригосударственный характер, даже в том случае, если одна из участвующих в нем сторон не признает состояние войны».
Что же касается определения «специальная военная операция», то его ни в международном праве, ни в национальном праве нет. Как нет и таких понятий, как «принуждение к миру» или «гуманитарная интервенция».
Поэтому как не посмотри, а специальная военная операция (СВО), проводимая в настоящее время Вооруженными Силами России на Украине, является де-юре и де-факто самой настоящей войной со всеми вытекающими из этого последствиями.
А ведь вопросы по СВО могут и должны быть другими:
1. Является ли эта война локальной или крупномасштабной (в соответствии с Военной доктриной РФ)?
2. Следует ли считать участие третьих государств в разжигании войны и подталкивание Украины к продолжению войны любой ценой с Россией, а также принятие неправомерных экономических санкций, нанесение экономического ущерба нашему государству, наглый захват собственности (включая финансовые средства) России, оказание военной помощи и ведение информационной войны на стороне Украины, другие враждебные действия против России - непосредственным участием этих государств как одной из сторон конфликта (войны)?
3. Почему до сих пор, несмотря на наличие войны с Украиной, враждебные и агрессивные действия со стороны третьих стран, у нас в стране указом Президента России не введено военное положение в соответствии с нормами Федерального конституционного закона от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»?
Но это, как говорится, совсем другая история.
См. на канале «Красное Солнышко» также следующие публикации:
Ещё раз о «больших патриотах» России;
Кто ответит за убийства, пытки и издевательства над русскими военнопленными на Украине?
Памятка для российского пацифиста;
Новый мировой порядок;
По законам военного времени;
Хотят ли русские войны?
Запахло войной.