Формирование мусульманской общины Челябинска в 60-е гг. XIX – начале XX в. происходило на фоне общественно-политическим процессов в рамках общероссийского движения исламского обновления.
Долгое время в Челябинске не было своего мусульманского прихода, так как по законам того времени его можно было образовать только при наличии 200 душ мужского пола. Такое количество набралось только к 1883 году, когда 30 марта мусульмане города Челябинска составили приговор, где ходатайствовали об утверждении в должности муллы избранного ими башкира Мухаметхакима Мухаметзарифовича Салимова «впредь до постройки ими мечети». Он родился 17 марта 1846 г. в деревне Сафакулевой Карасевской вол. Челябинского уезда, с 1873 г. проживал в Челябинске, где занимался торговым делом.
8 марта 1889 года комиссия Городской Думы Челябинска осмотрела место будущей мечети по Азиатской улице и разрешила ее строительство.
С этим было все в порядке, но с муллой были проблемы. Став муллой Салимов не забросил коммерцию, что вызвало пересуды. Также он разрешил открыть своему родственнику Хусаинову питейное заведение всего в нескольких десятках метрах от мечети.
Пересуды пересудами, а 30 января 1896 года муэдзином был назначен Исхак Хусаинович Хусаинов (кажется тот самый хозяин питейного заведения). Это был еще молодой человек 1870 года рождения.
- Мусульманская община Челябинска составляла: татары – 700 человек (78 % мусульман), башкиры – 170 человек (19 %), казахи – 8 человек (0,9 %) и др. Уровень грамотности составлял 44,5 %, что является довольно высоким показателем для того времени. Проживающие в Челябинске татары, башкиры, казахи были торговцами (32 %), чернорабочими и поденщиками (17 %), наемными служащими (16 %), работали на железной дороге (8 %), занимались сельским хозяйством (7 %), извозом (2 %), другими промыслами и ремеслами - статья Дениса Денисова Мусульманская община Челябинска (60-е годы xix начало XX века)
При мечети действовала мусульманская школа для детей (мектеб). Там учили арабскому и татарскому правописанию, простейшей арифметике и Корану.
Несмотря на все указанное ахун Салимов продолжал пользоваться своим положением в личных целях. Так, он вел торговлю и все прихожане старались брать товар именно у него, так как боялись обидеть его.
Но все таки и он попался. В 1902 году его обязали предоставить учеников для педагогических курсов, которые в дальнейшем могли бы стать учителями инородческих школ. Однако он отказался предоставлять таких и закрыл для курсов мектеб, где и должны были пройти занятия. Было проведено расследование и «за неточное исполнение им распоряжения и вообще нерадение к народному образованию» ему был сделан «строгий выговор с предупреждением, что если обнаружиться такое же отношение его к просветительным целям, то будет устранен от занимаемой должности, как человек неблагонадежный».
После этого скандала прихожане попросили выделить им учителей с государственным содержанием и власти пошли им навстречу, открыв временный класс.
21 января 1906 года вторым муллой был назначен Мухаметмунир Мухаметгадеевич Гадеев, который родился 10 декабря 1876 года в семье крестьян деревни Новая Амзя Староальметовской волости Чистопольского уезда Казанской губернии.
При содействии попечителей при мечети 16 сентября 1907 года было уже открыто новометодное медресе, где преподавали учителя на жаловании (размещалось в бывшем магазине по Сибирской улице). Ученики обучались по следующим дисциплинам: Коран, вероучение, священная история, татарский язык, татарская и арабская грамматика, чистописание, арифметика, география Российской империи, история Русского государства, русский язык. Педагогический состав состоял из заведующего и 3-4 мугаллимов с жалованием от 15 до 30 рублей. В медресе обучалось 115 мальчиков, разделенных на пять отделений.
4 февраля 1906 года при мечети было зарегистрировано «Челябинское мусульманское благотворительное общество». Его учредители - мулла Мунир Гадеев, челябинские купцы Шакир Ахметович Ахметов, Закир Залялетдинович Ахунов, Абдрахман Хабибуллин и крестьянин Казанской губернии Шайхутдин Бадрутдинович Баязитов. Первым делом оно открыло бесплатную мусульманскую библиотеку-читальню, которая выписывала 17 газет и 21 журнал. Библиотека пользовалась популярностью и например за 1915 год её абонентами были 12167 человек (в том числе 805 женщин). Вначале заведующим был мужчина Аухади Хакимов, а потом женщина Фархана Ибрагимова.
Царские власти с подозрением относились ко всем обществам и особенно мусульманским. Поэтому в 1911 году «Челябинское мусульманское благотворительное общество» при перерегистрации было закрыто.
Правда и один из учредителей общества второй мулла мечети Мунир Гадеев дал повод для закрытия. Он отличался революционными взглядами и вел агитацию среди прихожан о необходимости национально-культурной автономии мусульман. Поэтому он попал под тайный надзор полиции. Надзор был установлен в его же благо, так как ему постоянно поступали угрозы от отдельных представителей мусульманской общины, недовольных тем, что он ведет себя не как правоверный.
Были среди мусульманских деятелей и социалисты, как например учитель башкирского языка (с января 1913 года) в Челябинской учительской семинарии Халиулла Еникеев. Он был тесно связан с левыми кругами татарской интеллигенции и готовил участников для тайного Всероссийского съезда мусульманских студентов в Киеве.
Обе указанные личности стали непримиримыми противниками - Гадеев выступал за воссоздание общества, а Еникеев за отдельное мусульманское училище. Еникеев при этом первым додумался обратиться в мусульманскую фракцию Государственной думы с просьбой в содействии.
В этих условиях власти пошли навстречу Гадееву, который был националистом, а не социалистом, что было хуже. 8 июня 1913 года было зарегистрировано «Челябинское благотворительное общество, учрежденное в память юбилея трехсотлетия царствования Дома Романовых».
Воодушевленный Мунир Гадеев даже хотел организовать шествие мусульман с портретом царя, но получил анонимное письмо с угрозами и отказался от мероприятия. По оперативным данным жандармерии письмо было послано кем-то из сторонников Еникеева. Не выдержав давних и новых оскорблений Гадеев умер 10 августа 1913 года в возрасте всего 36 лет. А Еникеев покинул Челябинск уже в феврале 1915 года.
Таким образом, даже мусульманская община в тихом Челябинске не избежала тех пертурбаций, которые кипели тогда в российской мусульманской общине. Ну а что уже говорить о крупных центрах исламской культуры?
Статьи канала "История и культура Евразии" за сентябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы