БЕСЕДЫ О ТОЛКИНЕ. ЧАСТЬ 1.
ТВОРЧЕСТВО ТОЛКИНА – «МАХРОВОЕ» ЯЗЫЧЕСТВО ИЛИ «УТОЧНЁННОЕ» ХРИСТИАНСТВО?
Решил выложить текст своего доклада о Джоне Рональде Руэле Толкине, его эпопее «Властелин колец», в Вятском интеллектуальном клубе. Но разделю его на несколько частей. Надеюсь, что со временем удастся прочесть эту прекрасную эпопею вновь. Безусловно, в романе много смыслов, идей и любой доклад, любая статья будут недостаточны. Тем не менее можно и нужно говорить и писать о Толкине, в книгах которого много смыслов..
До сих пор идут споры о том, какой по духу является книга Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец». Часть специалистов и читателей отрицает христианский дух книги, сопоставляя Толкина порой с Клайвом Льюисом у которого христианство очевидно.
Во-первых, во «Властелине колец» открыто ничего не говорится о христианстве. Здесь мы видим мир, населённый разными духами, существами – добрыми и злыми (орки, хоббиты, гоблины, эльфы), магами. Но вроде бы и нет ничего о христианских истинах. Кроме того, в источниках творчества Толкина часто называют германскую, финскую и кельтскую мифологию.
Как отмечают некоторые современные авторы, эмоционально зло в книге показано гораздо более ярко, чем добро, и потому более привлекательно. По сути зло выглядит, да и является в произведении значительно более могущественной силой. Мы видим как оно нарастает всё больше. Кажется, что от него и спрятаться некуда. И те, кто пытается ему противостоять, обречены на погибель…
Видимо по всем этим причинам и часть верующих сейчас считает произведения Толкина «бесовской книгой». Встречал высказывания верующих людей, что чтение Толкина – грех. Кроме того, даже попытки пятидесятников сжигать книги Толкина. И в целом, фактически перед нами «мир без Христа». Безусловно, во «Властелине колец» заметно влияние язычества.
Однако в романе «Властелине колец» есть и христианские моменты. Пусть они на первый взгляд и незаметны.
Но сначала обратимся к самому автору. Напомним, что он был католиком по вероисповеданию. В этом плане и отчасти объясним его конфликт с Клайвом Льюисом, который являлся англиканином. Кроме того, Толкин критиковал Льюиса как раз за то, что тот слишком прямо говорит о христианских истинах. Сам Толкин признавал в письмах, что в романе речь идёт о монотеистическом мире.
Во-вторых, среди источников творчества Толкина и христианские авторы. Самым главным здесь назовём Г.К. Честертона. Можно назвать и Льюиса, с которым Толкин общался, хотя и порой полемизировал. В целом можно выделить два основных источника – язычество и христианская культура Средневековья.
В-третьих, христианскими являются и отдельные идеи романа. Когда один из героев предлагает убить Горлума, говоря, что он заслуживает смерти, на это маг Гэндальф, один из главных героев романа отвечает: «Верно. Заслуживает. И не только он. Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших – жизни. Ты можешь вернуть ее им? То-то же. Тогда не спеши осуждать на смерть. Никому, даже мудрейшим из Мудрых, не дано видеть все хитросплетения судьбы…».
Можно вспомнить и слова Арагорна о том, что «Добро и зло местами не менялись: что прежде, то и теперь, что у эльфов и гномов, то и у людей. Нужно только одно отличать от другого...». Зло оно остаётся злом.
В рассказе о происхождении орков можно увидеть параллели с преданием о падении части ангелов. По Толкину орки – это бывшие эльфы, ставшие на путь зла.
Добавим ещё, что Толкин учит верности, любви, дружбе, милосердию, чувству долга. Его главный герой демонстрирует столько терпения, общаясь с таким «вредным» персонажем, как Горлум. Обозначена в романе и тема гордыни. Поддаваясь искушению, маги (Саруман), герои (Боромир) начинали скользить по пути зла. Даже Фродо чуть не впал в неё…
Так мы видим, что опасность колец именно в соблазне стать на место Бога, получить неограниченную власть, проще говоря, стать богом.
Можно добавить и идею, что нельзя добру служить путём зла. Даже желание сделать, казалось бы, добро, например защитить Родину от врага, используя силу кольца, является соблазном и, в случае осуществления этого намерения, прямо приобщает злу.
Вместе с тем и враг может измениться. Пример, история с Горлумом, когда в его душе начало просыпаться и что-то доброе. Но под влиянием окрика Сэма он вновь ожесточается.
Правда, и у Сэма много христианского. Идея превратить плато Горгорот в цветущий сад (здесь идея Максима Исповедника о человеке, который должен преобразить землю и подарить её Богу в качестве дара Любви). В ситуации с искушением Кольцом Сэм показывает смирение. Когда Кольцо начало создавать образы Сэма как владыки королевства, Сэм подумал: «Куда мне целое королевство, мне и сада хватит».
Мы видим, что Бог в книге всё-таки промышляет об этом мире. Именно Илуватар воскресил из мертвых Гендальфа. Он устроил так, что кольцо против злой воли создателя кольца нашел Бильбо, и наконец, когда Фродо уступил было силе кольца в конце своего путешествия, вмешался, и кольцо было уничтожено…
В целом нас больше убеждает тезис, что во «Властелине колец» мы видим гармоничное сочетание языческих и христианских сюжетов.
Как написал один из исследователей: «УТолкина языческий миф не рассматривается как лишённый пророческого откровения, у него миф предстает в более глубоком понимании, приводит к мысли о том, что он является частью природной религиозности».
Может возникнуть вопрос: зачем это было сделано? Одна из причин сочетания у Толкина скандинавской мифологии и христианской традиции – найти в прошлом (в язычестве) наблюдения о человеке, мире, обладающие непреходящим значением.
Возможны и иные моменты. Напомним, что Толкин критиковал Льюиса за прямоту аналогий в «Хрониках Нарнии». Сам же он стремился косвенно доносить христианские истины.
Есть и такое объяснение: «Что касается литературной фантазии, то это особое ремесло, которое требует внутренней дисциплины, самокритичности и знания универсальных законов жанра, которые суть лишь продолжение законов мироздания. И здесь отсутствие деликатности и такта, с которыми писатель-фантаст оперирует тварным материалом, не может быть компенсировано мнимой благонамеренностью религиозного фэнтези. Как раз чувство такта требовало бы, чтобы фэнтези было как можно менее религиозным, менее «ортодоксальным».
На этом закончим первую часть. На днях обратимся к иным темам, затрагиваемым Толкином во «Властелине колец»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акишин Сергей. Толкин Джон. Подлинная история. URL: https://www.pravmir.ru/dzhon-tolkin-podlinnaya-istoriya/
2. Бабук А. Толкин и христианство. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/01/01/tolkin_i_hristianstvo
3. Захваткин А.В. Христианское и языческое в произведениях Дж. Р. Толкина «Властелин колец» и «Сильмариллион». URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/zahv_tolk.html
4. Максимов Ю. Властелин колец и христианство. URL: https://pravoslavie.ru/28.html
5. Паксютов Г.Д. Толкин и скрытые смыслы «Властелина колец». М., 2021.