Едва отдохнув и налюбившись с женой Игорь начал подготовку к новому походу. Тяжело было на сердце после поражения. Нельзя на потеху врагу опустить руки!
- Не спеши хоть! - увещевала мужа Ольга.
- Не куда спешить мне, но и без дела сидеть не след! Много чего подготовить надо! Не тревожься, не скоро на Царьград пойду! Только когда окрепну!
И полетели дни в трудах и заботах. Уже и зима сковала морозами землю. Ольга сидела в тереме у жаркой печи. С утра нездоровилось - ныл живот, сильно билось в утробе дитя, будто наружу просилось. Никому не сказала. Терпела, пока боль не стала невыносимой. Только тогда издала короткий полукрик-полустон. Встрепенулись девицы. Послали кого-то за родильной бабкой, пытались уложить княгиню в постель. Стиснув зубы, велела им Ольга не беспокоить князя, который с утра обсуждал будущие походы в воеводами.
Снова скрутило. "Кричи княгинюшка, легче станет!" - советовали бывалые бабы. Да только не той породы была эта северянка. Ни звука больше, кроме тихого стона, не слышали от нее. Зато громко оповестил о своем рождении младенец мужеского пола. Только тогда позволила известить князя.
Игорь узнав о рождении сына, бросил воевод и почти бегом устремился в покои жены. Вот уж тянут ему маленький сверток, в который завернут младенец - его сын! Протянул руки, что бы взять сына, а тот, выпростав из покрывала маленький кулачок, крепко схватил отца за палец.
- Славный правитель будет, - засмеялся князя, - Святославом нарекаю сына!
Летели дни, пришла весна. Креп Святослав. Жила заботами о сыне Ольга. Новая беда обрушилась на Киев с наступлением первого тепла. Черная смерть поселилась в городе. Жгли жертвенные костры повсюду и сжигали на них умерших, прося Богов остановить мор. Смерть не щадила ни старого, ни малого, ни богатого, ни бедняка...
Игорь был не на шутку встревожен.
- Собирай сына! Поедешь с ним из города в деревню! Будешь там жить покуда смерть не уйдет!
- Не поеду!, - впервые Ольга перечила мужу, - что я за княгиня, если побегу от смерти прятаться, когда народ гибнет!
- О сыне подумай!
- О нем и думаю! Он наследник, будущий князь! Его место здесь, подле отца!
Как не спорил Игорь с женою, не смог ее переубедить.
Ольга позвала лекарей, которые были в городе.
- Скажите мне, откуда сия напасть берется?! - спросила у них.
- Наказание нам Боги послали! - ответил за всех седой лекарь.
- И только? Нет других причин хвори?
Все молчали и только у одного молодого лекаря хватило мужества поднять взгляд на княгиню и заговорить:
- Учился я лекарскому делу в Византии, -начал он, но осекся, получив локтем в бок от седого.
- Говори дальше!, - Ольга заметила недовольный блеск в глазах старого врачевателя.
- Там эскулапы говорили, что черная смерть наступает от грязи и сырости, да еще когда крыс да мышей во множестве!
Ольга задумалась. Крыс и правда в городе с избытком было. Как бы ни конопатили щели, а крысы бегали даже по княжескому терему! Вспомнила Ольга, как мать посыпала пол в избе и в хлеву вдоль стен, приговаривая, что мышь пепла не любит. Ведь и вправду, не было у них ни крыс, ни мышей!
Созвала челядь служившую в тереме. Велела все вымыть водою колодезной, просушить у огня одеяла да подушки, а полы вдоль стен сыпать золою. Так и сделали. Мышей в тереме больше не видели. Велела позвать молодого лекаря и рассказала ему о своем опыте.
Скоро во всех домах посыпали пол золою, и постепенно черная смерть покинула город. Слава о мудрости княгини возросла. Отступила болезнь. С гордостью Игорь смотрел на жену, в который раз убеждаясь, что не ошибся в выборе...
Летом Игорь отправился в поход за данью, а Ольга поняла, что снова в тягости. Будто все повторялось сначала - опять она одна, ждет дитя, на ее плечах забота об огромном городе и в тревогах не спит она жаркими, одинокими ночами.
Еще весной отправила Ольга Добрыню за оставшимися в Выбутах братьями с сестрами. Как они пережили зиму?! Болела душа, особенно за маленького Неждана - жив ли? Думала как устроить их будущее, как защитить...
Добрыня вернулся в конце лета. Все дети были здоровы. Смущенно поглядывали на Ольгу, как на чужую, старшие, а младший Неждан жался к ноге Лады, следующей по старшинству сестре, после Ольги. Но не только их привез Добрыня. С удивлением увидела Ольга за спиной брата Белку - девушку из Выбутов, ровесницу Добрыни. В глаза бросался огромный живот - ей явно скоро было рожать. Ольга не любила ее - юркая, непоседливая, под стать своему имени, она была полной противоположностью всегда серьезной Ольге. Увидев вопросительный взгляд сестры, Добрыня пояснил:
- Белку после отъезда нашего выдали за Рода, но тот утонул через полгода после свадьбы, оставил Белку с дитем не рожденным! Я решил ее с собой взять!
- Потом обсудим! - отрезала княгиня.
Закружилась в хлопотах - сестер и Неждана поселила здесь же, в княжеском тереме. Остальных братьев они с Добрыней решили устроить на обучение к воеводам - и пригляд и воинскую науку постигнут.
- А с Белкой, что решишь?!- наконец спросила Ольга у брата.
- Жена мне будет! Позволишь ей пока дом не справлю, пожить на княжьем дворе - то благодарствую!
- А сможешь с чужим дитем жить? Об этом думал?
- Думал, сестра! Мила она мне, а дите не помеха! Как своего воспитаю!
- Твоя жизнь Добрыня, сам решай!