8 марта 1988 года немногочисленные пассажиры рейса 3739 "Иркутск – Курган – Ленинград" были удивлены: вместе с ними в Северную столицу летел знаменитый ансамбль "Семь Симеонов". Галдящая ватага с улыбками на лицах и музыкальными инструментами в руках поднялась на борт в самый последний момент. В салоне сразу стало шумно – семейство с шутками разместилось в хвосте самолета, а младшие Симеоны радостно сообщили вежливым стюардессам что они летят в Ленинград на гастроли. Из всего ансамбля выделялась грузная немногословная женщина со стальным взглядом – мама семейства Нинель Сергеевна. Было видно что дети ее слушаются беспрекословно – одним движением руки и несколькими словами она утихомирила всё семейство.
Через два часа она же подозвала к себе стюардессу, которой 24-летний Дмитрий передал записку. Тамара Жаркая развернула листок, прочитала слова и обомлела:
"Следовать в Лондон. Не снижаться, иначе самолет взорвем. Вы под нашим контролем"
Тамара неуверенно улыбнулась и посмотрела на ребят – ну шутка же, ну улыбнитесь, скажите что вы пошутили. Но в ответ она увидела прямо смотрящее на нее черное дуло обреза...
К всенародной славе
К 1988 году о семейном ансамбле из Иркутска с запоминающимся названием "Семь Симеонов" знала почти вся страна. Многодетная мама Нинель Овечкина сумела не только поднять на ноги 11 детей, не только дать им всем образование, но и организовать из них музыкальный коллектив, в котором каждый ребенок играл на музыкальном инструменте.
На самом деле большой заслуги Нинель Сергеевны в этом не было. Просто по мере взросления детей она их последовательно отводила на занятие в Иркутское музыкальное училище, а там одному из педагогов и пришла в голову идея организовать из детей ансамбль. Эта идея показалась интересной и уже через несколько месяцев "Семь Симеонов" были готовы выступать на сцене.
Из 11 детей в ансамбле играли на инструментах только семеро братьев: старший Василий на ударных, Дмитрий на трубе, Олег на саксофоне, Александр на контрабасе, Игорь на пианино, Михаил на тромбоне и самый младший Сергей на банджо. Публика принимала братьев на ура, они быстро выиграли несколько конкурсов, а для властей Иркутской области "Семь Симеонов" стали визитной карточкой региона.
Известность вовсе не сделала их миллионерами, хотя определенные преференции они получили – две трехкомнатные квартиры, многочисленные льготы и даже возможность поступить в Московскую Гнесинку без экзаменов. Однако волевым решением матери братья решили, что и без Гнесинки они все умеют и продолжили гастролировать по области и стране.
Побег к счастью
Переломным моментом в решении сбежать за границу можно, пожалуй, считать гастроли Овечкиных в Японии. Именно там они увидели как разительно отличается жизнь за железным занавесом от того, что они имели здесь. Там яркие города с неоновыми улицами, изобилие в магазинах, улыбчивые приветливые люди. А здесь серые девятиэтажки, грязный город и гастроли, от которых денег в кармане больше не становилось. Братья еще тогда хотели остаться в Японии навсегда, но потом решили – если бежать за границу, то всем вместе.
Так возник план побега, который под руководством матери братья Овечкины начали притворять в жизнь. Старший Василий имел охотничий билет, поэтому купить два ружья и патроны к ним ему не составило труда. Из них сделали обрезы и смастерили три самодельные бомбы. С собой решили взять две, а третью братья испытали в лесу – эффект был достойный. В качестве страны для эмиграции решением матери выбрали Лондон, в качестве средства достижения цели – самолет.
По плану все должно было пройти гладко – предъявить пилотам записку и заставить лететь не в Ленинград, а в Лондон. Для запугивания решили взять на мушку пассажиров и стюардесс, ну а бомбы приготовить на крайний случай.
Оружие Овечкины пронесли на борт в футляре контрабаса, соорудив в нем двойное дно. Как они и предполагали, инструменты досматривать не стали. И вот 8 марта 1988 года на рейс № 3739 поднялись: 51-летняя Нинель Овечкина, 28-летняя Ольга, 26-летний Василий, 24-летний Дмитрий, 21-летний Олег, 19-летний Александр, 17-летний Игорь, 14-летняя Татьяна, 13-летний Михаил, 10-летняя Ульяна и 9-летний Сергей. Младшие о планируемом захвате самолета ничего не знали и оставались убежденными, что "Семь Симеонов" действительно летят на гастроли в Ленинград.
Крушение надежд
Когда стало очевидно что угроза взорвать самолет вполне реальная, а безобидные и веселые "Симеоны" достали обрезы и наставили их на пассажиров, к угонщикам вышел из кабины пилотов бортинженер. Он сказал, что экипаж вынужден подчиниться, но вот топлива в самолете не хватит не то что до Лондона, но даже до Прибалтики. Поколебавшись, старшие Овечкины согласились на дозаправку, но только не на территории СССР, а в другой стране. Бортинженер предложил Финляндию, на что получили согласие от угонщиков.
На самом деле ни о какой Финляндии не могло быть и речи – пока шли переговоры экипаж связался с землей и получил приказ сажать самолет под Выборгом. Летчиков заверили, что к моменту посадки Овечкины ни за что не поймут в какой стране они приземлились.
Но первое, что увидели "Симеоны" в иллюминаторы Ту-шки после приземления, это бегущих по полосе советских солдат. Старшие братья рассвирепели. Дмитрий, взявший на себя роль главного исполнителя хладнокровно застрелил бортпроводницу Татьяну Жаркую, а после того как утихли крики, Нинель Овечкина спокойно сказала, что следом будут расстреляны все пассажиры, если самолет немедленно не дозаправят и он не взлетит.
В СССР к тому времени уже несколько лет успешно действовало антитеррористическое подразделение "Альфа", но времени ждать их прибытия не было, а о том, чтобы выпустить самолет за пределы страны речи не было. Власти приняли решение о штурме воздушного судна.
Пока дозаправляли самолет в кабину пилотов проникли бойцы спецподразделения УВД Ленинградской области и когда Дмитрий Овечкин попытался выломать дверь в кабину, оттуда последовали выстрелы. В 19:10 начался штурм. В салоне завязалась перестрелка, четверо пассажиров получили ранения. Овечкины спрятались в хвосте самолета и отстреливались от милиционеров. Но вскоре у них кончились патроны.
Нинель Сергеевна отчетливо поняла – из Союза их не выпустят ни за что. Тогда она приказала сыновьям взорвать бомбу, предварительно встав около нее. Решение покончить жизнь самоубийством встретило одобрение среди старших Овечкиных. Младшие же были в полном шоке, а у 17-летнего Игоря сдали нервы и он заперся в туалете.
Однако взорвавшаяся бомба только пробила дыру в фюзеляже самолета, а все Овечкины уцелели. На борту начался пожар. Пассажиры стали выпрыгивать на бетон взлетной полосы, а там их хватали милиционеры не разбираясь кто перед ними – террорист или заложник. В это время старший Василий приказал сестре Ольге вывести из самолета младших – Татьяну, Михаила, Ульяну и Сергея, а сам с согласия матери и братьев сначала застрелил их, а потом застрелился сам.
Суд и приговор
Самолет вследствие начавшегося пожара сгорел дотла. Кроме Нинель Овечкиной и четырех ее сыновей погибла стюардесса Татьяна Жаркая и трое пассажиров. 19 человек получили ранения.
На скамье подсудимых в сентябре 1988 года оказалось двое – Игорь и Ольга Овечкины. Их роль в угоне самолета была вспомогательной, поэтому суд приговорил их к довольно мягким срокам заключения. Ольге дали 6 лет, приняв во внимание ее беременность, а Игорю 8. И это было минимальное наказание, предусмотренное по этой статье. А через три года Советского Союза не стало. И Ольга и Игорь, отсидев чуть больше 4 лет каждый, вышли на свободу уже в другой стране.
Изломанная жизнь
Интересна судьба оставшихся Овечкиных. Ольга после освобождения вела асоциальный образ жизни и в 2004 году была убита сожителем в пьяной драке. Игорь некоторое время жил в Санкт-Петербурге, работал музыкантом в кафе. Но в конце нулевых был арестован за сбыт наркотиков и погиб в камере следственного изолятора от рук сокамерника.
Самый младший Сергей после продажи квартир в Иркутске получил свою долю, уехал в Новосибирск и скончался там в 2009 году при невыясненных обстоятельствах. Михаил окончил Санкт-Петербургский институт культуры, играл в нескольких музыкальных коллективов, а в 2002 году эмигрировал в Испанию. После перенесенного в 2012 году инсульта стал инвалидом и живет в хосписе. Ульяна, став взрослой, много пила, пыталась свести счеты с жизнью, получила инвалидность и живет в Иркутске. Татьяна благополучно вышла замуж и живет в Черемхово Иркутской области.
Все члены семьи Овечкиных предпочитают не общаться с посторонними и не вспоминать о трагедии, сломавшей им жизнь. Погоня за счастьем любой ценой обернулась для них чудовищной бедой. Стало ли это для кого-то уроком? Может быть...
Случившаяся трагедия с неудачным захватом самолета унесла жизни людей. Но куда больше невинных погибло в результате самого страшного теракта в истории Советского Союза, произошедшего за 15 лет до "Симеонов" 👇:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: kulturologia.ru; aif.ru; lenta.ru; ru.wikipedia.org)