Найти в Дзене
IrLife_Санкт-Петербург

Павильон «Берёзовый домик» или «Костёр». Гатчинский парк.

Гатчинские парки создавались во второй половине XVIII века в модном в то время пейзажном стиле. Преклоняясь перед красотой местного ландшафта, устроители стремились достичь гармоничного единства с окружающей природой. Поэтому для украшения парковых пейзажей часто возводились сооружения из природных материалов: земли, дерева, местного камня.

Гатчинский дворец
Гатчинский дворец

***
А в парке бродят запахи весны...
До головокруженья, до истомы
Смотрю - где воды озера зелёны -
Сползает с переливом птичий гул...
Кто б в этот миг, наверное, уснул,
И, нежностью навек раскрепощённый,
Над этой красотой - как Рай прощённый,
Парил, своей душе прося приют...
Кто б не раскаялся - так Ангелы поют...
И. Баранова. "Прогулки по Гатчинском парку" (отрывок).

Гатчинский парк. Белое озеро
Гатчинский парк. Белое озеро

Когда я впервые посетила Гатчинский парк, меня заинтересовала необычная «затейливая» постройка в виде крестьянской избы, похожая на огромную поленницу берёзовых дров, будто сложенных к долгой северной зиме. Это - «Берёзовый домик», а другое его название «Костёр».

Гатчинский парк. Павильон "Берёзовый домик"
Гатчинский парк. Павильон "Берёзовый домик"
Зима в Гатчинском парке. Берёзовый домик.
Зима в Гатчинском парке. Берёзовый домик.

Павильон «Берёзовый домик» возвели на границе Дворцового парка, где начинались крестьянские пашни и луга. Он был предназначен для отдыха во время дальних прогулок по парку, уединенных встреч и обедов. Создали его по проекту швейцарского художника, архитектора и садовода Франсуа Виоллье в середине 1780-х годов.

Э.И. Тимм. Фасад Берёзового домика, 1848 г.
Э.И. Тимм. Фасад Берёзового домика, 1848 г.

Это была своеобразная шутка, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие. Образцом служили забавные деревушки французской королевы Марии-Антуанетты в Версале и принца Конде в Шантийи. В них владельцы дворцов представляли себя в роли «простых сельских жителей».

Павильон "Берёзовый домик"
Павильон "Берёзовый домик"

Парковый павильон - это подарок-сюрприз, преподнесенный владельцу Гатчины, будущему императору Павлу I, его супругой Марией Фёдоровной. По легенде она пожелала «привести тем супруга своего в нечаянное удивление» и вызвать улыбку на его устах.

Павильон "Берёзовый домик"
Павильон "Берёзовый домик"

«Эта безделка должна быть выполнена из строевого леса, обшитого распиленными вдоль пеньями, что должно придать ей с внешней стороны вид поленницы дров, сложенных в виде запаса топлива на зиму. Не должно быть заметно ни дверей, ни окон, ни крыши, дабы иллюзия была полной...».

Павильон "Берёзовый домик"
Павильон "Берёзовый домик"

Внутреннее убранство павильона «Берёзовый домик».
«Деревянный дом на возвышенности в выгоне подле пашен имеет вид складенных дров и есть хорошо убранный кабинет с диванами, зеркалами и пр...». 1793 год.

Гатчинский парк. Берёзовый домик. Осень
Гатчинский парк. Берёзовый домик. Осень

В плане домик составлен из 4-х небольших кубических объемов, приставленных друг к другу. На обшивку фасадов из досок горизонтальными рядами прибиты распиленные березовые стволы. Ставни домика тоже декорированы кусками стволов, маскируя окна и двери.

Берёзовый домик с открытыми ставнями
Берёзовый домик с открытыми ставнями

Когда входишь в «березовую поленницу», с удивлением и восхищением обнаруживаешь изысканно оформленный дворцовый зал. Роспись и золоченая лепнина, обилие зеркал придают интерьеру особую праздничность. Этот контраст неизменно восхищал современников, для гостей совершавших прогулку по Гатчинскому парку небольшой павильон становился неожиданным сюрпризом.

Берёзовый домик внутри.
Берёзовый домик внутри.

Павильон разделен на две части: одна - это квадратное, с закругленными углами помещение, вторая - приподнятый на высоту ступени «альков» или «спальня». В его глубине расположен диван для отдыха.

Трельяжная решетка
Трельяжная решетка

По оформлению альков напоминает садовую беседку, увитую цветами. Его стены украшены небольшими квадратной формы зеркалами, помещенными в трельяжную решетку. Деревянные планки трельяжа расписаны яркими цветами, и краски подобраны так искусно, что цветочные гирлянды кажутся сплетенными из живых роз.

Потолок "садовой беседки"
Потолок "садовой беседки"
Потолок расписан по штукатурке в технике гризайль
Потолок расписан по штукатурке в технике гризайль

В прежние времена удивление посетителей домика еще больше возрастало, когда неожиданно открывалась дверь, спрятанная в зеркальной стене алькова, и подавалось угощение. Кухня находилась рядом, за стеной, в небольшом помещении с отдельным входом. Сыры, сливки и фрукты доставлялись с дворцовой фермы и из оранжерей.

Альков
Альков

***
На карнавале - правящий Портал,
Прикрытый Маской - домик заскучал...
Берёзовой поленнице не видно
Старинной позолоты зал зеркал...
И. Баранова. Прогулки по Гатчинском парку (отрывок)

Зеркала играют особую роль в отделке интерьера Березового домика: из-за них помещение кажется шире, наряднее, светлее. Например, узкие полоски зеркального стекла вставлены в пилястры стен, фриз, веерообразные украшения над окнами зала. Из них сделаны и особые «обманки», в которые стоит вглядеться. Так, полный объем столиков в углах зала достигается только в отражениях зеркал, которые расположены над ними.

Столик отражается в зеркале
Столик отражается в зеркале
Столик в углу зала
Столик в углу зала

Оформление зала завершает красочный потолок. Он частично расписан по штукатурке в технике гризайль, которая имитирует лепку. Например, в овальных медальонах в углах потолка даны аллегорические изображения четырех времен года в виде сидящих женщин и знаков зодиака над их головами. Выше выстроились в круг юные силачи-атланты, между которыми помещены женские фигуры - аллегории стран света.

Плафон "Зефиры"
Плафон "Зефиры"

А в центре расположен круглый живописный плафон «Зефиры», выполненный на холсте масляными красками. На полотне изображены боги, олицетворяющие теплый западный ветер, которые парят в голубом небе среди розовых облаков.

Ангелы над дверью
Ангелы над дверью

Изысканному декору стен и потолка соответствует цветная мозаика паркета, выложенная из ценных пород дерева: амаранта, клена, дуба, черного дерева. По рисунку паркет повторяет трельяжную решетку в алькове.

Красивый паркет: амарант, клен, дуб
Красивый паркет: амарант, клен, дуб

Убранство зала дополняют занавеси и обивка дивана из голубой ткани. Первоначально драпировка была выполнена из лионской парчи, закупленной Павлом Петровичем и Марией Федоровной во Франции во время их путешествия по Европе.

Паркет повторяет трельяжную решетку в алькове
Паркет повторяет трельяжную решетку в алькове

Вот такой удивительный и необычный домик - простота снаружи и роскошь внутри. Если вы еще не были в павильоне «Берёзовый домик», советую там побывать, не пожалеете! Вокруг Берёзового домика есть еще на что посмотреть. Это портал «Маска» и «Берёзовые ворота», которые составляют некий «ансамбль» и кардинально отличаются от «березовой поленницы».

Гатчинский парк. Тропинка к порталу "Маска" и Берёзовому домику
Гатчинский парк. Тропинка к порталу "Маска" и Берёзовому домику

Портал «Маска». Чтобы усилить впечатление «неожиданности», в 90-е годы XVIII века придворный архитектор Винченцо Бренна спрятал Берёзовый домик за массивный каменный порталом, названный «Маска».

Он построен из блоков пудостского камня в строгих классических формах, украшен колоннами ионического ордера и треугольным фронтоном, на тимпане которого изображены рога изобилия.

Вид со стороны павильона
Вид со стороны павильона

Пудостский камень добывался около посёлка Пудость Гатчинского района. Залежи датируются поздним плейстоценом (плейстоцен – начало 2,588 миллиона лет назад и закончившийся 11,7 тыс. лет назад) и образовались, возможно, на месте небольшого озера.

Портал "Маска" скрывает павильон "Берёзовый домик"
Портал "Маска" скрывает павильон "Берёзовый домик"
Портал "Маска" и Берёзовый домик. Зима
Портал "Маска" и Берёзовый домик. Зима
План Портала "Маска". Из Кушелевского альбома. 1790-е годы
План Портала "Маска". Из Кушелевского альбома. 1790-е годы

Шестнадцать колонн эффектно смотрятся на фоне вековых деревьев парка. Общая высота от уровня земли почти девять, при ширине около тринадцати метров. Центральный проем портала имеет площадку с широкой каменной лестницей. От нее начинается аллея к Белому озеру и Острову Любви.

Портал изготовлен из пудостского камня
Портал изготовлен из пудостского камня
Треугольный фронтон
Треугольный фронтон
Колонны портала "Маска". Фрагмент
Колонны портала "Маска". Фрагмент
Пудостский камень
Пудостский камень

Берёзовые ворота. Вход в парк недалеко от Берёзового домика В. Бренна оформил монументальными каменными воротами, которые также названы «Берёзовыми». Постройка ворот была осуществлена Джованни Висконти по проекту Винченцо Бренны в 1795-1798 годах. Изначально на воротах существовали смотровые площадки-бельведеры, с которых можно было любоваться окружающими пейзажами. «Берёзовые ворота» как и Портал «Маска» были изготовлены из пудостского камня.

Композиция ворот отличается оригинальностью. Средняя часть ворот приподнята над массивами боковых пилонов и прорезана сквозной аркой. Над пилонами возведены аттиковые стенки, декорированные резной каменной балюстрадой. Небольшие квадратные в плане караульные помещениям внутри пилонов с входами из-под арки проезда перекрыты сводами и освещаются окнами на торцевых фасадах ворот.

Берёзовые ворота
Берёзовые ворота

Особенностью Берёзовых ворот являются сочность и выразительность одних деталей в сочетании с тонкостью профилировки других. Например, легкий и изящный архивольт (внешнее обрамление арочного проема) над аркой ворот порезан мощным замковым камнем. Сильный вынос карнизов, обработка плоскости стен нижнего яруса филенками, глубокие полуциркульные ниши, как бы вырезанные в массиве камня, придают фасадам ворот выразительность и монументальность.

Проект Березовых ворот. Из Кушелевского альбома. 1790-е годы. Фрагмент
Проект Березовых ворот. Из Кушелевского альбома. 1790-е годы. Фрагмент

К сожалению, так и не была завершена декорировка ворот, а в нишах не установлена скульптура.

Во время Великой Отечественной войны этот район парка пострадал в наибольшей степени. Второе рождение Берёзового домика произошло в 1976 году, когда музейный павильон был воссоздан на старом фундаменте по историческим документам. Автор проекта - ленинградский архитектор А.А. Кедринский.

Использованы материалы: «Берёзовый домик». СПб ГБУК ГМЗ «Гатчина», 2016 г.

Гатчинский парк. Железный мост у водного лабиринта
Гатчинский парк. Железный мост у водного лабиринта

Не похож Гатчинский парк ни на один из парков близ Санкт-Петербурга. Он прекрасен для уединенных прогулок, здесь спокойно и умиротворенно, лишь пение птиц нарушает тишину... Что еще можно посмотреть в Гатчинском парке я расскажу в следующих статьях.

Если Вам понравилась статья - ставьте лайк! О другом павильоне Гатчинского парка Вы можете прочитать в моей статье:

Всего хорошего!