Найти в Дзене
IrLife_Санкт-Петербург

«Остров Любви Павильон Венерин». Гатчинский парк.

Мы снова отправляемся в Гатчинский парк, который очень часто называют «парком на воде», чтобы увидеть еще одно очень живописное место – Остров Любви, на котором возвышается Павильон Венеры.

Павильон Венеры на Острове Любви
Павильон Венеры на Острове Любви

Это один из парков, где я очень люблю бывать, особенностью которого является обилие озер, речек, каналов. В пейзажи парка органично включены многочисленные естественные острова, созданные природой, и рукотворные - созданные мастерами ландшафтного искусства.

Белое озеро. Вид на Павильон Венеры
Белое озеро. Вид на Павильон Венеры

Павильон на острове виден издалека, он как будто возвышается над водой...

Павильон Венеры на Острове Любви
Павильон Венеры на Острове Любви

Остров Любви - один из искусственных островов Белого озера. Сад на острове имел регулярную планировку с зелеными боскетами, газонами, цветниками, с сетью дорожек и фигурных площадок, обсаженных стриженными кустарниками.

Остров Любви
Остров Любви

К павильону Венеры вели две дороги-луча. Площадки украшала мраморная скульптура: статуи Венеры, Амура, Психеи, а в более позднее время и других античных богов.

Тюльпаны на Острове Любви
Тюльпаны на Острове Любви

Ансамбль острова Любви олицетворял собой союз природы и искусства, торжество воды и любви. Создается впечатление, что идея создания этого очаровательного уголка парка могла возникнуть здесь же, так органично он связан с окружающим ландшафтом, с природой.

-6

Весной остров украшают нежные тюльпаны. А на подстриженных кустах появляются зеленые листочки и бутоны черемухи.

-7

Летом остров украшает клумба с цветами.

-8

Здесь приятно посидеть на скамейке в тени деревьев и смотреть на озерную гладь, где всегда много птиц: крикливых чаек, уток, выгуливающих свое потомство и, конечно же, белых лебедей.

Айседора "гуляет" у Павильона Венеры
Айседора "гуляет" у Павильона Венеры

***
Павильон для Венеры шагнул над водой,
Затаился - как замер, споткнувшись над бездной...
Здесь, на острове, правит царица - Любовь,
Не влюблённым - на нём не останется места...
И. Баранова. «Прогулки по Гатчинском парку» (отрывок).

Павильон Венеры
Павильон Венеры

Остров получил форму треугольника, благодаря двум прямым каналам, которые отделили его от суши.

-16

Первоначально через каналы были построены деревянные мостики.

Проект деревянного моста к павильону Венеры
Проект деревянного моста к павильону Венеры

В 1880 году по проекту архитектора Л.Ф. Шперера вместо деревянных были перекинуты металлические мостики с ажурными перилами. «Остров блаженства» предназначался для увеселительных прогулок, игр, тайных свиданий, где влюбленные пары могли скрыться от любопытных глаз.

Металлический мостик через канал
Металлический мостик через канал
Металлический мостик через канал
Металлический мостик через канал
Второй металлический мостик через канал
Второй металлический мостик через канал

На острове сохранились плиты от каменных балконов-террас. Балконы-террасы были созданы в 1792 году неизвестным автором одновременно с островом. Работы выполнил "каменных дел" мастер Кирьян Пластинин. С балконов открывались живописные панорамы Белого озера с береговой линии.

Первый балкон был окружен с трех сторон каменной балюстрадой, а с середины XIX века их заменили на чугунные. Пол тоже был выстлан каменными квадратными плитами, уложенными в диагональную клетку.

Руины первого балкона-террасы
Руины первого балкона-террасы

Второй балкон-терраса в отличии от первого был огражден сплошным парапетом из крупных каменных плит, а пол выстлан каменными квадратными плитами, уложенными в прямую клетку.

Балкон-терраса служил площадкой, с которой тоже открывались водные просторы Белого озера и виды: слева - на Длинный остров, с права - на береговую линию с цепочкой искусственных островов.

Во время Великой Отечественной войны балконы-террасы были разрушены. В скором времени их обещают отреставрировать. Ждем.

Руины второго балкона-террасы
Руины второго балкона-террасы

На краю острова возвышается Храм Любви. Омываемый с трех сторон водой, павильон словно поднимается со дна озера, напоминая легенду о рождении Венеры из пены морской.

Вид на Белое озеро и павильон Венеры
Вид на Белое озеро и павильон Венеры

«Остров Любви Павильон Венерин» гласит надпись над входной дверью. Остров посвящен прекрасной древнеримской богине, олицетворяющей идеал женской красоты.

Павильон Венеры
Павильон Венеры
-27
Павильон Венеры
Павильон Венеры

Венера (в переводе с латыни «плотская любовь») — в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания. Она была матерью Энея, героя Троянской войны, спасшегося из осаждённой Трои и, по римской легенде, бежавшего в Италию. Считалось, что его потомки основали Рим, поэтому Венера почиталась праматерью римского народа. В греческой мифологии - Афродита.

Адольф Бугро. Рождение Венеры. 1879 г. Париж, Музей Орсе.
Адольф Бугро. Рождение Венеры. 1879 г. Париж, Музей Орсе.

Чувство, которое во все времена людям казалось непокорным и загадочным, полностью находилось во власти богини. По своему желанию Венера могла насылать любовь или наказывать. Влюбленные считали ее своей покровительницей, а во время бракосочетаний именно к ней взывали с просьбой послать семейное счастье, и она делала союзы гармоничными, одаривала семьи детьми, учила терпению и взаимопониманию.

Джорджоне. Спящая Венера. 1508—1510 гг. Дрезден
Джорджоне. Спящая Венера. 1508—1510 гг. Дрезден

Многие римские девушки мечтали о покровительстве Венеры. Считалось, что богиня эта одаривает женщин красотой и очарованием, учит их искусству обольщения, наделяет артистическими способностями, умением рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Она вызвала восхищение богов, перед ней склонялись в благоговении, а многие из бессмертных предлагали ей руку и сердце. Вот только своенравная красавица предпочла остаться свободной и независимой.

Веласкес. Венера с зеркалом. 1657 г. Лондон, Национальная галерея
Веласкес. Венера с зеркалом. 1657 г. Лондон, Национальная галерея

Культ Венеры был основан в Ардее и Лавинии. В 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры.

По легенде Венера родилась из морской пены. Морские нимфы унесли ее в бездну океана, где прошло ее детство и научили всему, что необходимо знать женщине. Именно морские нимфы стали её воспитательницами. Когда богиня повзрослела, было решено передать её миру богов, к которому она и принадлежала.

Жан-Леон Жером. Рождение Венеры. 1890 г. Частное собрание
Жан-Леон Жером. Рождение Венеры. 1890 г. Частное собрание

Сандро Баттичелли написал картину, которая иллюстрирует миф рождения Венеры: обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины западные ветер Зефир в объятиях своей супруги Флоры дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из Граций.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1485—1486 гг. Флоренция, Уффици
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1485—1486 гг. Флоренция, Уффици

***
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Афанасий Фет, 1856 г.

Венера, разбуженная Купидоном, около 1500 г. Сент-Джеймсский дворец Лондон
Венера, разбуженная Купидоном, около 1500 г. Сент-Джеймсский дворец Лондон

Если в древние времена Венеру считали символом высокого чувства, то
с приходом христианства она стала отождествляться с легкомыслием и развратом, о ней отзывались как о богине куртизанок. Несмотря на это, культ Венеры пережил своё возрождение в эпоху Ренессанса.

Самой известной древней скульптурой богини является Венера Милосская, которая, к сожалению, не имеет рук. Как предполагают, эта потеря произошла во время конфликта турок и французов, когда каждая из сторон хотела заполучить бессмертный шедевр.

Венера Милосская
Венера Милосская

В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера, а символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза, мирт.

Планета Венера
Планета Венера

Павильон Венерин. Остров с Храмом Любви в Гатчинском парке был построен в конце XVIII века ( 1792-1797 гг.) по заказу императора Павла I. Он напоминал владельцам Гатчины Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне о посещении во Франции замка принца Луи-Жозефа Конде в Шантийи во время путешествия по Европе 1781–1782 годах.

Павел Петрович и Мария Федоровна
Павел Петрович и Мария Федоровна

Вблизи замка на одном из очаровательных островов существовал аналогичный павильон, где для высоких гостей из России был устроен праздничный обед.

Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде
Шантийи в конце XVIII века, Гуашь де Жан-Батист Лаллеман, музей Конде

До сих пор Шантильи по праву называется «Версалем Конде». Как вспоминала в своих мемуарах баронесса Обергкирх, сопровождавшая Марию Федоровну в путешествии: «Шантильи – это самое прекрасное место в мире: фонтаны, леса, сады прелестны; наяды фонтанов опираясь на урны имеют очаровательный вид, и усыпанные песком аллеи леса в тысячу раз прелестнее, чем аллеи цветника...».

Принц Луи-Жозефа Конде
Принц Луи-Жозефа Конде

Во время Французской революции замок Конде был разрушен и разграблен, пострадали парки и парковые сооружения, а павильон Венеры полностью уничтожен. Во II-й половине ХIХ века новый владелец Шантильи внучатый племянник принца Конде герцог Д. Омаль создал Английский парк с пейзажной планировкой, а на месте павильона Венеры построил трельяжную беседку с мраморной статуей Амура внутри.

Замок принца Л.-Ж. Конде в Шантийи. Франция
Замок принца Л.-Ж. Конде в Шантийи. Франция

Но, несмотря на заимствование, гатчинский вариант острова с павильоном во многом отличался от французского образца. Эти изменения были продиктованы иными природными условиями, стилистикой Гатчинского парка и художественными вкусами владельцев.

Открытка. Гатчина. Остров Любви. Павильон Венеры
Открытка. Гатчина. Остров Любви. Павильон Венеры

Павильон построен в классическом стиле и является уникальным деревянным парковым сооружением конца XVIII века. Он возводился под руководством итальянского архитектора Винченцо Бренны, автора многих сооружений Дворцового парка.

Павильон Венерин на Острове Любви
Павильон Венерин на Острове Любви

Здание, стоящее на каменном фундаменте, полностью выполнено из дерева. Его фасады одеты в легкую трельяжную сетку - «Трельяж». Вход с острова оформлен портиком с колоннами ионического ордера и завершен фронтоном, на котором изображены эмблемы богини Любви: колчан со стрелами Амура и горящий факел.

Павильон Венеры
Павильон Венеры

Павильон также служил пристанью для небольших судов и лодок гатчинской флотилии, которая существовала на Белом озере до начала ХХ века, а также использовался во время водных прогулок.

Белое озеро. Павильон Венеры
Белое озеро. Павильон Венеры

Внутреннее убранство Павильона Венеры. Внутренние помещения павильона состоят из большого парадного зала и небольшого и скромного по оформлению аванзала. Когда заходишь в павильон, не ожидаешь увидеть такое великолепие - парадный зал с высоким потолком, большими окнами и зеркалами наполнен светом и воздухом. В летние дни солнечные блики весело играют на полу, стенах, плафоне, оживляя персонажи живописных картин.

Парадный зал
Парадный зал

Из одной стеклянной двери-окна существовал выход к воде на маленькую террасу-балкон под козырьком. Сюда приплывали на лодках и по ступенькам входили в большой зал, украшенный фонтанами.

Фонтаны
Фонтаны

Роспись стен многократно отражается в зеркалах над столиками, которые расположены в скошенных углах зала. Зеркала, украшенные резными золочеными венками и гирляндами зрительно увеличивают объем помещения.

Простенки между пятью окнами украшены декоративными панно с арабесками, которые напоминают тканые ковры.

Декоративные панно
Декоративные панно

Орнаментальная живопись панно выполнена в технике гризайль, которая имитирует лепку.

На золотисто-желтом фоне изображены фигуры танцующих женщин в античных одеждах, крылатые Амуры, загадочные сфинксы, вазы, оплетенные листьями аканта.

Панно
Панно

На голубом фоне помещены композиции из колчанов со стрелами Амура, венков и цветочных гирлянд. Выше, в плавно скругленных углах падуг, в овальных медальонах изображены отдыхающие боги любви.

-51
-52

Вода не только окружала Храм Любви, но и струилась внутри чаш-фонтанов, устроенных в зале. Вначале они были деревянными, а в конце ХIХ века их заменили мраморные на высоких точеных ножках с поддонами.

Чаша-фонтан
Чаша-фонтан

Вода накачивалась из озера помпой в резервуар, который находился над потолком в аванзале.

-54

Главным украшением зала является живописный плафон под названием «Триумф Венеры» кисти немецкого художника Иоганна Якоба Меттенлейтера, выполненный в 1797 году. Масляными красками живописец перенес на холст жизнерадостные образы античной мифологии. Картина площадью более 80 кв. метров имеет символическое содержание.

 И.Я. Меттенлейтер, Плафон "Триумф Венеры", 1797 г.
И.Я. Меттенлейтер, Плафон "Триумф Венеры", 1797 г.

В центре изображена колесница в форме морской раковины, запряженная парой белоснежных лебедей и летящая по небу. В ней восседает Венера с белокурыми волосами и яблоком в руке, которое ей вручил Парис как самой прекрасной из богинь.

Колесницу сопровождает многочисленная свита: Грации, нимфы, Амуры. Богини Грации, олицетворяющие все прекрасное, венчают ее голову венком, а Весна осыпает путь розами - цветами любви.

Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент
Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент

У ног богини воркуют целующиеся голуби - символ любви, а из облаков убегает прочь кролик - символ плодовитости и робости.

Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент
Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент

На облаке озарена лучом света покровительница домашнего очага Юнона с павлином - символом семейного благополучия. Она ревниво наблюдает за триумфальным шествием богини Любви.

Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент
Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент

О появлении Венеры возвещает Меркурий в крылатом шлеме и сандалиях. Это бог красноречия, торговли и путешествий. Его жезл обвит змеями, которые означают остроту ума. А вокруг в облаках резвятся и ликуют боги любви - шаловливые путти и амуры с факелами и луками в руках. От их разящих стрел никому не скрыться.

Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент
Плафон "Триумф Венеры". Фрагмент

***
Упал на землю солнца красный круг.
И над землей, стремительно блистая,
Приподнялась зеркальность золотая
И в пятнах пепла тлела.
Все вокруг вдруг стало:
и — туманисто; и — серо…
Стеклянно зеленеет бирюза,
И яркая заяснилась слеза —
Алмазная, алмазная Венера.
Андрей Белый, май 1914 г.

Наборный паркет
Наборный паркет

Завершает оформление парадного интерьера наборный паркет из ценных пород дерева: палисандра, амаранта, розового, выполненный по рисунку архитектора В. Бренны.

Наборный паркет
Наборный паркет

Во время Великой Отечественной войны Павильон Венеры был сильно поврежден. Его восстановили и теперь мы можем любоваться этим "украшением" парка.

Павильон Венеры. Июнь 2022 г.
Павильон Венеры. Июнь 2022 г.

Отдыхать на острове Любви приятно не только летом.

Ранней весной еще нет листвы, но солнышко уже припекает, появляются первоцветы, очень красивы синее небо и озерная гладь, поют птицы - природа пробуждается...

Поздней осенью величественный павильон отражается в воде вместе с хмурым осенним небом...

Павильон Венеры. Ноябрь 2021 г.
Павильон Венеры. Ноябрь 2021 г.
Павильон Венеры. Ноябрь
Павильон Венеры. Ноябрь

***

…Кручу мотив... так бесталанно
В удел предложенных чернил
Несёт круг жизни. Безвозвратно
Уходим в осенённый мир -
Как эти листья, в час закатный...
И. Баранова. «Прогулки по Гатчинском парку» (отрывок)

Остров Любви
Остров Любви

Увядают цветы, осыпается листва, улетают на юг перелетные птицы и Гатчинский парк готовится к длинной холодной зиме.

Остров Любви
Остров Любви

И только крикливые чайки нарушают тишину. Они не улетают. Они вместе с утками и гатчинскими лебедями остаются зимовать на Белом озере.

Белое озеро
Белое озеро
Павильон Венеры. Поздняя осень
Павильон Венеры. Поздняя осень

Зимой на Острове тихо. Озеро во льду, все птицы перебираются в незамерзающую его часть - ближе к дворцу. А Павильон Венеры засыпан снегом и "ждет" весну...

Павильон Венеры. Зима
Павильон Венеры. Зима
Зима в Гатчинском парке
Зима в Гатчинском парке

***
…Еще повсюду в спящем парке
Печально веет зимним сном,
Но ослепительны и ярки
Снега, лежащие ковром.
К.М. Фофанов (отрывок)

Павильон Венеры. Зима
Павильон Венеры. Зима

У Екатерины Калиновской много замечательных работ, на которых изображен Гатчинский парк, дворец и павильоны. И Венерин павильон не исключение.

Е. Калиновская. У павильона Венеры. Остров Любви
Е. Калиновская. У павильона Венеры. Остров Любви

***
Был летний день сродни подарку:
Неторопливо, не спеша,
Мы шли по Гатчинскому парку
Туда, где царская душа
Являлась в изумрудном свете
Лучей, пронзающих листву.

Казалось, что деревья эти,
Пруды, тропинки и траву
Нам завещал счастливый Павел
Как память о волшебных днях,
Где он мечты свои оставил
В сплошных аллеях и тенях.

Он проходил незримым стражем
В старинном белом парике,
И треугольная, с плюмажем,
Мелькала шляпа вдалеке.
Д. Кузнецов.

Е. Калиновская. Павильон Венеры
Е. Калиновская. Павильон Венеры
Е. Калиновская. Павильон Венеры. Осень
Е. Калиновская. Павильон Венеры. Осень
Е. Калиновская. Павильон Венеры. Зима
Е. Калиновская. Павильон Венеры. Зима

Если вы соберетесь в Гатчинский парк, обязательно, зайдите в Павильон Венеры. И когда двери его откроются, солнечные "зайчики" заиграют в зеркалах, на разноцветном паркете и на огромном красочном плафоне, где богиня Венера изображена в колеснице, запряженной белоснежными лебедями...

Вы можете узнать много интересного в моих статьях, посвященных Гатчинскому парку:
"Майский Гатчинский парк"
"Весенняя прогулка в Гатчинском парке"
Павильон "Березовый домик или "Костер". Гатчинский парк.
История Гатчинских лебедей.

Спасибо! Всего хорошего!