Николай Иванович Барченков (1918-2002) родился в Сергиевском Посаде Московской губернии в семье кустарей-игрушечников. Фамилия «Барченковы» в городе встречалась в документах уже где-то в середине 19 века, было несколько семей,имевших такую фамилию.-
Работали прилежно, жили зажиточно. Дед художника, про которого сохранилось предание что он был старообрядцем, имел свой выезд -лошадей и повозку.
Николай мечтал стать художником, хотя в семье к этому относились неодобрительно. Единственный мальчик в семье выбирает какую-то непонятную профессию! Но Николай настоял на своем – поехал поступать в Москву в художественное училище. Но на тот момент прием учащихся был уже закончен, и ему рекомендовали поступать на следующий год. И пришлось идти в Фабрично-заводское училище. А потом, в Москве, попал в аварию. Пришлось ампутировать правую руку. Уже в больнице он начал учиться рисовать левой Дочь художника, Наталья Николаевна рассказывала: Желание писать у него было настолько сильным, что после этой травмы он поехал и поступил в художественное училище им. 1905 года. И никто, кроме преподавателей, не знал, что у него практически одна рука. А на другой был протез. И после одного субботника в училище было собрание, на котором сказали, что, мол, вот один товарищ работает левой рукой, держа правую в кармане. Это недопустимо! – и там началась какая-то разборка. И спас его друг, который встал и сказал: «Ребята, у Николая одна рука. О чем вы говорите?!»
После окончания училища молодой художник поступает на работу в Музей Революции, становится художником-копиистом.
В 1941 году художник возвращается в Загорск, а в 1943 году он принимает участие в выставке местных мастеров живописи, давшей начало творческой организации -Товарищества Загорских художников (позднее – Загорские художественно-промышленные мастерские и Загорское (Сергиево-Посадское) отделение Союза художников России.
Николай Иванович долгие годы был постоянным участником обязательных тогда художественных советов. И как художник-анималист остался в памяти тогдашней творческой молодежи своими замечаниями про «коровок и лошадок»
Н.И. Барченкова отличала чистота стиля, он никогда, даже обращаясь к расхожим темам соцреализма, не впадал в «открыточность», сочинительство. Барченковский Загорск как бы принимает эстафету от Владимира Ивановича Соколова -по его работам можно изучать город середины ХХ века, он топографически точен , но эта точность не вступает в конфликт с эстетическим и эмоциональным началом, а наоборот,, усиливает их, превращая пейзаж в образного «гения места»
Натюрморты Н.И. Барченкова насыщены узнаваемыми предметами эпохи -по ним можно делать музейные экспозиционные уголки или изучать, какие цветы лбили и выращивали жители города 60-70 днт назад.
В 1977-78 гг.им было создано грандиозное полотно «Базар» Загорск 1920-е годы, изображающее во всем своем разнообразии стихию Пятницкого рынка эпохи НЭПа..
В 1980 г. Николаю Ивановичу было присвоено звание Народный художник РСФСР, а в 1981 он стал Почетным гражданином города Загорска.
Интересно, что Н.И. Барченков был награжден золотой медалью Итальянской академии художеств и стал ее Почетным членом.
Работы Николая Ивановича хранятся во многих российских музеях, есть они в Третьяковской галерее, в различных зарубежных собраниях. Большой интерес к ним проявляют и частные коллекционеры, которые зовут его «последним великим соцреалистом».