Найти тему
Я ОСОБЕННЫЙ

Мама особенного ребенка: «Можно скорректировать мышление, и жизнь изменится к лучшему!»

–Мама! – пронзительно и радостно раздается за дверью коррекционной школы Ревды. Навстречу Надежде Давышкиной мчит ее 12-летний сын Глеб. Ростом он почти со взрослого, в глазах – вечное детство. «Счастливые люди!» – всегда невольно думаешь, когда видишь Глеба рядом с мамой. И вот снова оба улыбаются и будто не могут друг на друга наглядеться. Закончился очередной школьный день. Пора ехать домой. 

Глеб счастлив встрече после целого дня в школе. Он уже не испытывает большого дискомфорта,когда его оставляют на учебе. Вместе с ним в классе учится всего 4 ребенка, только один из них говорит.
Глеб счастлив встрече после целого дня в школе. Он уже не испытывает большого дискомфорта,когда его оставляют на учебе. Вместе с ним в классе учится всего 4 ребенка, только один из них говорит.

В квартире семьи все будто по законам скандинавского «хюгге»: уютно и светло. В кухне-гостиной висят картины Надежды – где-то работы «по номерам», где-то эксперименты с акрилом. Даже часы на стене с берегом моря – ее руками. У окна – рабочий стол и мольберт. 

–Летом я пускаю Глеба во двор, он гуляет, а я приглядываю и немножко рисую, – делится героиня. 

Надежда увлекается искусством. Свой дом она старается наполнять красотой. Сейчас женщина осваивает новое направление -  FluidArt.
Надежда увлекается искусством. Свой дом она старается наполнять красотой. Сейчас женщина осваивает новое направление - FluidArt.

Войдя в квартиру, Глеб следует инструкции: идет в ванную комнату, моет руки и только потом проходит на кухню. «Обе!» – весело кричит парень. Буква «д» потерялась, но мама понимает: сын проголодался. По просьбе он включает чайник, подходит к холодильнику и достает ингредиенты для бутерброда. Правда, намазать икру на хлеб сам не может. Над мелкой и крупной моторикой работа пока идет. Уже получается застегивать молнии и клёпки на одежде (пуговки он отрывал). Пытается освоить завязывание шнурков. Для этого мама купила ему специальный деревянный ботиночек. 

После курсов школы "Я особенный" Надежда Давышкина сделала акцент на обучении ребенка бытовые навыкам.
После курсов школы "Я особенный" Надежда Давышкина сделала акцент на обучении ребенка бытовые навыкам.
Правильно переплести шнурки пока сложная задача,но с регулярными тренировками все обязательно получится.
Правильно переплести шнурки пока сложная задача,но с регулярными тренировками все обязательно получится.

Серьезная задержка развития, как считает, мама связана с приемом лекарств, помогающих бороться с эпилепсией. 

–Все началось в 1,5 года, – вспоминает Надежда. – Случился первый приступ. Глеб просто стоял и смотрел в одну точку. Мы даже не поняли, что это было. Затем приступы изменились. Начались вздрагивания, после - падения с потерей сознания. Вся квартира у нас была застелена мягкими материалами. В два года удалось подобрать лекарства. Так он их и пьет 10 лет. Приступы остановились, но нам нужно продолжать пить таблетки, чтобы не было откатов в развитии. 

Кроме того, из-за препаратов Глеб часто чувствует себя сонно. В коррекционной школе у него даже есть свой матрас и подушка. В любое нужное ему время, мальчик может поспать. 

–Сейчас справляться мне намного легче, чем раньше. Спасением стали курсы по поведенческой аналитике от школы «Я особенный». У нас ушли истерики, раньше я не понимала, как нужно себя вести. Оказалось, банально надо сразу выслушать, согласиться, уделить внимание в момент просьбы. А когда ввели жетоны, Глеб с радостью стал делать все, что просят. С помощью них можно реально улучшить общение. 

Жетоны можно приклеить на специальную липучку.  За опреденное количество ребенок получает свой приз - то,что его мотивирует.
Жетоны можно приклеить на специальную липучку. За опреденное количество ребенок получает свой приз - то,что его мотивирует.

–Налаживание коммуникации сказалось на развитии? 

–На удивление он начал больше говорить. Обычно были одни и те же слова. И то слогами – «Ма», «Па». Теперь он начал повторять за мной новые: «деревья» – «де». Иногда получается складывать слога. Когда он сказал «пока» и «спасибо», я удивилась! Прогресс хороший начался, только когда я подключилась полностью. 

Глеб с удовольствием идёт на сотрудничество, признает авторитет мамы и понимает,что за каждое правильное действие может ждать поощрения.
Глеб с удовольствием идёт на сотрудничество, признает авторитет мамы и понимает,что за каждое правильное действие может ждать поощрения.
Чёткое расписание дня для особенного ребенка крайне важно. Наглядность помогает ему лучше запомнить последовательность действий.
Чёткое расписание дня для особенного ребенка крайне важно. Наглядность помогает ему лучше запомнить последовательность действий.

–На-на, – крепко держит меня за руку Глеб. Он увлеченно рассматривает монитор компьютера. 

Парень, как уверенный пользователь, уверенно включает системный блок, а затем выбирает кнопочку браузера. Далее в закладках открывает ютуб. Алгоритм предлагает нам посмотреть серию «Мухтара». Глеб видел ее уже сотни раз и знает свои любимые моменты. Он включает разгар сюжета – на место преступления едет скорая с мигалками. Их звук парню очень нравится. 

-8

–Тю-тю! – искренне мурлычит Глеб и вопрошающе смотрит на меня, требуя немедленной реакции. 

Затем он показывает два других фрагмента и вновь возвращается к скорой. Это повторяется пять раз. 

–Ну, Глеб! Давай другое! – сводит брови Надежда. 

Мальчик нажимает на соседнюю вкладку с пометкой «Документы». На экран выводится скан с официальным положением одного из городских органов власти. Глеб листает его и переводит восхищенный взгляд на нас. 

-9

–Он с детства обожает документы, – поясняет Надежда. – Никакие машинки ему не нужны. Герб, печать, текст – вот это да! А в Интернете он может найти еще сериал «Кухня» или новости. Ему будто нравится шум. Недавняя фишка – искать Ревдинскую больницу. Он может открыть и смотреть на фотографии здания. Такое началось после того, как мы сходили на прививку в больницу. 

Кота Тома обожает вся семья. Он спокойно терпит ласку и внимание, когда находится рядом с людьми.
Кота Тома обожает вся семья. Он спокойно терпит ласку и внимание, когда находится рядом с людьми.

Кроме это, Глеба с детства завораживают магазины. Он может долго разглядывать полки. Особенно ему нравится бытовая химия. Известный порошок «Vanish» - предмет ранних детских обожаний. Такие же яркие эмоции какое-то время вызывал поход в церковь. 

–Старший сын у вас нарушений не имеет. Как на вашу жизнь повлиял Глеб? 

– Для меня это был большой стресс. Миллион вопросов: что да почему. Стеснение. Когда неловко от поведения ребенка. Сейчас, конечно, этого меньше, но все равно бывает. Раньше он гулял с Левой (сын на два года старше). Тот за ним присматривал. Сейчас он живет с отцом в другом городе. Глеба иногда отпускаю одного. Но над ним порой подшучивают. Я пыталась много раз объяснять другим детям, делать замечания. 

–Как старший ребенок принимал Глеба? 

–Я с ним много говорила, мы вместе путешествовали. Была, наверное, в чем-то строга. Конечно, у него оставалось чувство досады, что ему уделялось меньше внимания. Но все равно он остается настоящим защитником брата, он сидел с Глебом всегда, когда было нужно. Лева за Глеба горой! Любит его несмотря ни на что. 

Глеб и старший сын Лева,которому сейчас 14 лет.
Глеб и старший сын Лева,которому сейчас 14 лет.
-12

–В Ревде, насколько знаю, есть только коррекционная школа. До школьного периода как выкручивались? 

–Ходили в обычный садик. Конечно, не без недопонимания с руководством. Но все-таки я добилась того, что дали тьютора. Тьютором была уборщица, но она хорошо помогала нам. Доводила до дома, занималась с Глебом в садике. Какое-то время она работала у нас няней, я отдавала ей почти всю зарплату. Тогда мы еще не знали про фонд, да и у фонда не было проекта «Няня». Зато у нас был центр помощи таким детям в Ревде. Сейчас его нет, и мы боремся, чтобы нам вернули центр обратно. Сейчас дошли до областного уровня. 

Ради своих детей мамы небольшого города Ревда (60 т.человек) объединились в дружную команду. Они ведут борьбу за удобные условиях жизни и поддерживают друг друга. В городе сейчас 291 ребенок с инвалидностью.
Ради своих детей мамы небольшого города Ревда (60 т.человек) объединились в дружную команду. Они ведут борьбу за удобные условиях жизни и поддерживают друг друга. В городе сейчас 291 ребенок с инвалидностью.

–Что помогало вам выходить из стресса? 

–Правильное мышление. В период тяжелого времени я окунулась в психологию. Прочитала книги, которые перевернули мое понимание, мои проблемы. Главная мысль, которая меня воодушевила: почему мы не можем также думать о хорошем, как думаем о плохом?! А еще вторая мысль: что нужно жить экологично. То есть не мешать чужим границам, уважать их. Я всегда была оптимистом, но все равно мыслила иначе, чем сейчас. Вдобавок прошла марафон по исполнению желаний. Все сбылось! Сейчас я стараюсь куда-то выбираться, находить новое для себя. К счастью, мои друзья меня в этом всегда поддерживают, они даже могут остаться с Глебом, если нужно, чтобы я успела позаниматься своими делами. Вообще все мое окружение – это главная поддержка и сила! Я очень благодарна, что такие люди есть в моей жизни.

-14

Текст и фото: Галина Соловьева