Сегодня, в День космонавтики, все вспоминают и чествуют улыбчивого Юрия Гагарина, а я каждый год 12 апреля со слезами на глазах думаю о Сергее Королёве, благодаря которому этот полёт стал возможным. 12 января этого года основоположнику советской космонавтики, входящему в десятку величайших людей ХХ века, исполнилось 115 лет.
Подробности его трагической биографии я узнала лишь несколько лет назад и была просто поражена! Как можно после того, что с тобой сотворили, да ещё и незаслуженно, продолжать работать на максимуме и совершать такие прорывы? Это как надо любить своё дело и какой мудростью обладать, чтобы не ставить знак равенства между правящей верхушкой в лице НКВД и страной, которой служишь?
Даже не сомневаюсь, что для Сергея Павловича Королёва покорение воздушного пространства было призванием. Он родился в семье учителя русской словесности и дочери купца. Как говорится, ничто не предвещало, но в 5 лет мальчик впервые увидел аэроплан, и это событие определило всю его дальнейшую судьбу. Небо стало его страстью! С 16 лет Сергей Королёв участвовал и сам организовывал кружки планеризма, а в 17 создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".
Примечательно, что он не только конструировал летательные аппараты, но и сам летал. Сергей Королёв окончил Московскую школу летчиков. А в сентябре 1929 года на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле он самостоятельно поднял в небо тяжёлый, как танк, планер – их совместную разработку с Сергеем Люшиным. Тогда он установил рекорд парения, продержавшись в воздухе больше двух часов.
Ещё во время обучения в училище им. Баумана спроектированные и построенные Королёвым летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4 — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Его заметил Андрей Николаевич Туполев – руководитель его дипломной работы, который спустя много лет сыграет важную роль в его трагической судьбе…
В 1933 году талантливого конструктора назначили заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института, где создавались ракетные системы для Красной армии. В начале 1934 он был освобождён от этой должности и в 1935 году стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов.
Успешная карьера инженера-разработчика Королёва резко оборвалась в 1938 году, когда по ложному обвинению к нему в дом пришли сотрудники НКВД. И дальше начался ад с побоями и издевательствами в застенках спецслужб, Бутыркой в Москве, пересыльной тюрьмой в Новочеркасске и отбыванием срока на Колыме. Но даже на золотодобывающем прииске колымской каторги он старался держаться и поражал сокамерников тем, что делал по утрам зарядку, говоря, что ещё надеется пригодиться своей стране (!).
Наверное, поэтому судьба спасала его дважды.
Первый раз, когда на зоне появился Михаил Усачёв, бывший директор Московского авиазавода, незаслуженно обвиненный в гибели Валерия Чкалова. Будучи боксёром с богатырским телосложением, он начал наводить среди зеков порядок, и местный староста, показывая ему свои «владения», привёл его к лежащему в лохмотьях измождённому и безжизненному доходяге со словами: «Король... Из ваших. Вряд ли поправится».
Усачёв подошел, сбросил тряпки и в «доходяге» узнал Сергея Королёва, которого хорошо помнил по Москве. В этот же день по его настоянию того перевели в санчасть и обеспечили усиленным питанием. Лагерный врач приносила из дому сырую картошку, из которой страдающие цингой выжимали сок, чтобы натирать им больные десны. Выжил.
А спустя годы отблагодарил своего спасителя. В начале 60-х Сергей Королёв разыскал Усачёва и взял к себе на работу. За Михаилом Александровичем водился грешок - он любил выпить. Тем не менее, Королёв вызвал своего заместителя и сказал: "Что бы ни делал этот человек, ты его не тронь".
Второй раз судьба спасла его, когда Сталин в 1939 году дал разрешение на пересмотр дел оборонных специалистов, и Королёву велели собираться в Москву. Но из-за задержки с оформлением документов он опоздал на последний пароход во Владивосток, которой затонул во время шторма. Все заключенные, запертые в трюмах, погибли. А Королёв снова остался жить.
Когда он в 1940 году добрался таки до Москвы, то был судим вторично (!) и приговорен к 8 годам, получив направление в московскую спецтюрьму-шарашку ЦКБ-29 под руководством «зека» Андрея Туполева – того самого учителя из Бауманки, заприметившего его ещё студентом. Туполев долго хлопотал об этом переводе и фактически в третий раз спас Королёву жизнь. В его КБ он работал инженером‑аэромехаником. Вместе с другими учёными он трудился на оборонную промышленность СССР, поэтому, несмотря на то, что юридически они были заключёнными, для них были созданы более-менее сносные условия жизни.
На свободу Сергей Королёв вышел только в 1944-м, а год спустя уже руководил разработкой первой советской баллистической ракеты Р-1.
На этом все его страшные испытания закончились.
В 1956‑1966 годах Королёв был начальником и главным конструктором ОКБ‑1, которое сейчас называется Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева.
Как теперь стало известно, главной целью покорения космоса было не исследование Вселенной, а всё та же оборона страны - требовалось создать средство доставки ядерного заряда на территорию возможного противника. В 1957 году Королёв с командой разработали первую в мире межконтинентальную ракету Р-7, превосходившую американские аналоги как по дальности полета, так и по надёжности. А 4 октября того же года на орбиту вышел первый в истории искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра.
А Королёв ушёл в подполье. Если до запуска спутника он иногда ещё выступал под своей фамилией на конференциях, то после него это стало невозможным. Нельзя было, чтобы зарубежные коллеги догадались, кто стал отцом мировой космонавтики.
В газетах того времени его назвали просто – «главный конструктор». Как любой, кто делает дело ради него самого, Королёв был равнодушен к званиям и почестям. Он отказался от статуса «генеральный» и не мечтал о Нобелевской премии, которую не мог получить, будучи засекреченным. Его вполне устраивало руководство научно-производственным центром, в котором работали ракетчики. И где он был бесспорным лидером для учётных. Слово Королёва ценилось на вес золота. Так, например, он поставил точку в споре о том, твёрдая или мягкая поверхность Луны. Никто точно этого не знал, а главный конструктор взял лист бумаги и на свой страх и риск крупно написал: «Лунная поверхность — твердая. Королёв». И с его же лёгкой руки появилось новое выражение – «космический корабль». В 1960 году он собрал сотрудников на совещание и устроил конкурс на лучшее название пилотируемого космического аппарата. Они стали предлагать: «ракетолет», «звездолет», «космоаппарат»… А Королёв сказал: «Назовем кабину «космический корабль».
И ещё один удивительный талант был у нашего главного конструктора. Сергей Павлович, как почти никто из учёных, умел общаться с представителями власти. Он не робел и не заискивал, а был собой – профессионалом с большой буквы, работающим в интересах страны. И за это его уважали.
Он так любил небо и не боялся рисковать, что сам мечтал стать первым космонавтом. Страсть к любимому делу настолько захватывала его, что он был готов даже остаться на орбите навсегда — лишь бы сделать этот прорыв. Но разумное начало победило, и он решил, что для полёта в космос нужно подбирать молодых лётчиков. Хотя сам втайне надеялся, что лет через 5-10 медицина шагнёт вперёд, и он сможет отправиться в космическое путешествие.
Кстати, несмотря на то, что Королёв был на 27 лет старше Гагарина, он всегда обращался к нему по имени-отчеству.
После первого полёта человека в космос началась длинная череда побед. Первый выход в открытый космос, первая фотография обратной стороны Луны, первая женщина на орбите... Всем эти руководил главный конструктор. Ему не удались только самому стать космонавтом и… научиться отдыхать.
20 лет Сергей Павлович жил в постоянном напряжении, здоровье ухудшалось, а застенки спецслужб аукнулись ему спустя годы. В январе 1966 в возрасте 59 лет ему делали плановую полостную операцию по удалению полипов, во время которой у него открылось кровотечение. Чтобы остановить его, было принято решение вскрыть брюшную полость. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили злокачественную опухоль величиной с кулак. Её удалили вместе с частью прямой кишки. Оставшуюся часть предстояло вывести через брюшину. Но из-за малой подвижности челюстей, сломанных во время допросов в НКВД(((, при интубации трахеи возникли сложности: ему не смогли ввести дыхательную трубку, поэтому пришлось делать трахеотомию. Остановка сердца произошла спустя 30 минут после окончания операции, ещё на операционном столе, когда Королёв отходил от наркоза.
Хоронила Королёва вся страна. На тот момент советские люди уже знали, благодаря кому был запущен первый спутник и полетел в космос Гагарин. Урна с прахом С.П. Королёва с почестями захоронена в Кремлёвской стене. Страна воздала ему по заслугам, но было бы гораздо лучше, если бы не было тех побоев в застенках… Сколько бы ещё он мог сделать!
После смерти Королёва отечественная космонавтика надолго ушла в кризис. И вышла из него только в 70-е годы. Без преувеличения можно сказать, что её двигал вперёд своей недюжинной энергией этот несгибаемый человек, так любивший своё дело!
Именем С.П. Королёва назван город в Московской области, корпорация, улицы и проспекты, кратеры на Марсе и на обратной стороне Луны, астероид, аэропорт, научно-исследовательское судно, авиалайнер, университеты, школы и станция монорельсовой дороги.
В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".
При подготовке статьи использованы материалы сайтов Известия, Бульвар Гордона, Википедия.
Галина Бобкова, карьерный психолог/консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru
Соцсети и каналы: