О подвигах, совершенных на прошедших войнах, сегодняшнее поколение судит, в основном, по наградам. Хотя этот критерий не всегда объективный. В годы Великой Отечественной войны не все герои были награждены, известны сотни случаев, когда статус высшей награды понижали на разных этапах прохождения наградного листа по инстанциям. Описание многих подвигов сохранилось лишь в архивных фронтовых документах.
Приведем несколько историй, когда непосредственные командиры представляли своих бойцов к званию Героев Советского Союза, но затем награду понижали до ордена Ленина или даже до ордена Красного Знамени.
Начну с неизвестной истории об очень известном человеке. Это Михаил Иванович Шуйдин -знаменитый клоун, работавший долгие годы на арене цирка в паре с Юрием Никулиным.
Оказывается Шуйдин в годы войны был танкистом. По окончании обучения в Горьковском танковом училище лейтенант Михаил Шуйдин был направлен командиром танка Т-34 в 35-ю гвардейскую танковую бригаду 3-го Сталинского танкового корпуса. Он воевал геройски. Участвовал на завершающих этапах в Сталинградской и Курской битвах.
В апреле 1944 года был назначен командиром танкового взвода «Шерман» (американский средний танк М4, поставлялся по ленд-лизу). За подвиги, совершенные в августовских боях на "Шермане", был в том же году представлен к званию "Герой Советского Союза".
Согласно наградному листу, Шуйдин проявил исключительное умение и храбрость при форсировании реки Березина, танками своего взвода первый ворвался и мастерски выиграл бои за города Вилейка, Сморгонь и Вильно. Лично сам и с танками своего взвода уничтожил 4 вражеских танка, 2 самоходки, 7 автомашин, несколько десятков солдат и офицеров противника. В одном из последующих боев, командуя танковой ротой, Шуйдин стоял насмерть в засаде, отбив семь фашистских танковых атак за сутки и подбив две немецких бронемашины. Танк Шуйдина тогда тоже подбили. Он успел выбраться из горящего танка, но сильно обгорел.
Золотую Звезду танкист так и не получил. В штабе фронта решили, что достаточно ордена «Красного Знамени».
Командир взвода роты автоматчиков 38-го мотострелкового полка 21-й отдельной мотострелковой бригады старший сержант Дудченко Иван Михайлович, 1910 года рождения, уроженец Курской области, погиб в феврале 1942 года в бою за село Мелихово Курской области (ныне – Белгородской области). Был представлен командованием к званию «Герой Советского Союза».
В наградном листе сказано: «В боях с германским фашизмом показал мужество и геройство… 12 февраля 1942 года был послан в засаду с группой 12 бойцов в тыл противника с. Дальняя Игуменка. В завязавшемся бою с противником уничтожил одну минометную батарею и пулеметный расчет. Противник окружил и хотел уничтожить. Группа под командованием командира взвода Дудченко прорвала окружение и вышла из боя. Во время окружения был тяжело ранен. Не желая остаться у врага пристрелил себя. Достоин к представлению звания Герой Советского Союза».
Однако приказом Военного Совета Сталинградского фронта 26 сентября 1942 года И.М. Дудченко был награждён орденом Ленина посмертно.
Командир отделения 2-й стрелковой роты 413-го стрелкового полка 73-й стрелковой дивизии сержант Игнатенко Иван Петрович, 1924 г.р., уроженец Ростовской области, был представлен командиром 413-го стрелкового полка майором Кузнецовым к званию «Герой Советского Союза» «за обеспечение прорыва в сентябре 1944 года оборонительных рубежей противника, форсирование реки Нарев и овладение плацдармом на правом берегу…».
Это представление было поддержано командиром 73-й стрелковой дивизии полковником В.И. Матрониным (погиб 2 ноября 1944 г.), командиром 29-го стрелкового корпуса генерал-лейтенантом Я.С. Фокановым, а также командующим 48-й армии генерал-полковником П.Л. Романенко и членом Военного Совета генерал-майором Н.А. Истоминым. Все они пришли к мнению: «Достоин присвоения звания Герой Советского Союза».
Между тем, кто-то (из представления это неясно) решил иначе –«Достоин награды Орден «Красного Знамени»…
Причины, по которым статус награды понижался были разные – какие-то пятна в биографии, не сложившиеся отношения с вышестоящим командованием и т.п.
Например, у Георгия Гуслякова, о котором далее пойдет речь, был репрессирован отец. А Феодосию Ганусу отказали в Золотой Звезде, вероятно, по той причине, что он был немцем. Но в этих случаях справедливость все же восторжествовала. Хотя и через полвека после Победы.
Гусляков Георгий Иванович, 1922 года рождения, уроженец села Большой Куналей (ныне - Тарбагатайского района Бурятии) представлялся к геройскому званию дважды. Первый раз статус награды понизили до ордена Отечественной войны II степени, второй - до ордена Красного Знамени. Берлин он брал на 13-м по счету танке. 12 под ним сгорели...
В 1942 году Гусляков был зачислен курсантом Одесского общевойскового военного училища, но ситуация на фронтах не позволила закончить училище. Сформированный курсантский батальон был спешно переброшен в район тяжелых боев под Ленинград… После тяжелого ранения под Сталинградом Гусляков шесть месяцев провалялся в госпиталях, а после обучения в запасном танковом полку стал механиком-водителем танка Т-34.
За отличия в боях под Фастовом и Казатином Гусляков был удостоен ордена Славы III степени.
Первый раз Гуслякова представили к званию Героя Советского Союза в августе 1944 г. за участие в проведении Львовско–Сандомирской операции. В наградном листе от 9 августа 1944 года о подвиге танкиста 69-го гвардейского танкового полка гвардии старшего сержанта Г.И. Гуслякова говорилось: «Искусно маневрируя, применяясь к местности, сделал свой танк неуязвимым для противника. Находясь все время в передовом отряде, беспощадно давил скопления вражеской пехоты и его огневые средства. 19 июля 1944 г. под артобстрелом противника первым форсировал Западный Буг, гусеницами танка подавил батарею противотанковых орудий, мешавшую своим огнем продвижению остальных танков, и до 40 гитлеровских автоматчиков. 21 июля 1944 г. первым ворвался в г. Олешице и гусеницами подавил до 30 гитлеровцев. В составе экипажа танком уничтожено 5 танков, 2 самоходных орудия, 5 противотанковых орудий противника и до 150 солдат и офицеров противника».
В Берлинской операции экипаж танка Гуслякова первым ворвался на окраины города, уничтожив 2 самоходных орудия, противотанковую батарею. Его танк был подбит, но, устранив неисправность под огнем противника, продолжил бой. Был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но удостоен ордена «Красного Знамени». А всего у него – 8 боевых орденов, в том числе - два ордена Славы III и II степени и три ордена Отечественной войны II степени.
В феврале 1994 года Указом Президента Российской Федерации Георгию Ивановичу Гуслякову было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Наиболее отчетливо допущенная несправедливость видна в истории с сержантом Феодосием Григорьевичем Ганусом, заряжающим орудия тяжёлого танка КВ 344-го танкового батальона 91-ой отдельной танковой бригады. 21 января 1943 года, на завершающем этапе Сталинградской битвы у хутора Новая Надежда за пять часов непрерывного боя экипажем этого танка под командованием лейтенанта А.Ф. Наумова было уничтожено 5 вражеских танков, 24 автомашины с пехотой, 19 пушек и минометов, 15 пулеметных точек противника, 5 дзотов, истреблено до сотни солдат и офицеров.
Когда у наших танкистов закончились боеприпасы, немцы предложили экипажу сдаваться, но никто не покинул танк. Тогда немцы облили танк бензином и подожгли. По рации было слышало, как танкисты, погибая, пели "Интернационал".
Все пятеро членов экипажа погибли - сгорели заживо. Всех похоронили в одной могиле. Но геройского звания удостоили лишь четверых. Феодосия Гануса вычеркнули из списка награждённых. И даже на обелиске, установленном на месте подвига после войны, его имя отсутствовало.
Лишь в 1996 году сержанту Феодосию Григорьевичу Ганусу было присвоено звание Героя России (посмертно).