Найти тему
Эпонимы и Мы

ЭФФЕКТ ЗАЙОНЦА

Когда человек выполняет то или иной задание, для очень многих принципиально важно, находится ли кто-то рядом, наблюдает ли за их работой, реагирует ли как-нибудь на происходящее - и как именно реагирует. Оказывается, лишь немногие способны полностью игнорировать внимание окружающих, остальные же либо начинают работать либо лучше (социальная фасилитация), либо хуже (социальное сдерживание). То есть присутствие третьих лиц оказывает прямое влияние на результаты труда, будь то решение задач, выполнение тестов или что-либо ещё.

Психологи называют это "эффектом аудитории" или ЭФФЕКТОМ ЗАЙОНЦА.

Роберт Зайонц (23 ноября 1923 - 3 декабря 2008). Фото с сайта http://www.socialcompas.com/2015/12/02/sotsialnoe-oblegchenie-i-sotsialnoe-rasslablenie/
Роберт Зайонц (23 ноября 1923 - 3 декабря 2008). Фото с сайта http://www.socialcompas.com/2015/12/02/sotsialnoe-oblegchenie-i-sotsialnoe-rasslablenie/

Роберт Зайонц (23 ноября 1923 - 3 декабря 2008) - американский психолог польского происхождения. Занимался исследованием проблемы - каким образом очередность рождения детей влияет на их интеллектуальное развитие, а также описал, как количество детей в семье влияет на их интеллектуальное развитие. В 1978 году был награждён премией Американской психологической организации за выдающийся научный вклад в психологию.

Зайонц выдвинул предположение, что присутствие посторонних улучшает качество выполнения индивидуумом простых и привычных заданий и ухудшает выполнение новых и сложных. Однако более убедительной выглядит точка зрения другого психолога, Николаса Б. Котрелла. По его мнению, ЭФФЕКТ ЗАЙОНЦА объясняется тем, что люди, занятые какой-то деятельностью на людях, ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены грядущей оценкой.

Фото с сайта https://i.ytimg.com/vi/E3us9zMhmlc/hqdefault.jpg
Фото с сайта https://i.ytimg.com/vi/E3us9zMhmlc/hqdefault.jpg

Действительно, в ходе исследований выяснилось, что в присутствии людей, у которых были завязаны глаза или которые по каким-то другим причинам не могли выступать экспертами-оценщиками мастерства и умений, деятельность сопровождалось меньшим возбуждением, чем деятельность на глазах зрителей, способных выносить оценку.

Мораль: если вы заинтересованы создать по-настоящему рабочую атмосферу в вашем коллективе, следует предварительно изучить своих сотрудников и понять, кому лучше трудиться в окружении себе подобных, а кого имеет смысл рассадить по отдельным кабинетам.

И, конечно же, ЭФФЕКТ ЗАЙОНЦА нужно учитывать при проведении различных интеллектуальных испытаний и открытых конкурсов. Потому что некоторые, показав превосходные результаты в пустом помещении или на стадионе, могут с треском провалиться, если кто-то будет наблюдать за их действиями.