Найти тему
Middle Plan | mid.plan

Лейтмотив в кино

Всем привет! На моем канала регулярно рассказываю про кино и все что с ним связано. В этой статье разберем такое понятие как Лейтмотив.

Приятного прочтения!

Кадр из фильма М - убийца (1931), реж. Фриц Ланг
Кадр из фильма М - убийца (1931), реж. Фриц Ланг

История

Лейтмотив (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какого-либо персонажа оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения.

Совершенства во вплетении в канву музыкального произведения лейтмотивов и создании благодаря им беспрерывного драматургического развития достиг в своих, особенно поздних, музыкальных драмах Рихард Вагнер.
Рихард Вагнер
Рихард Вагнер

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив.

Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера. Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена, который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

Появление в кино

М - убийца (1931) был первым звуковым фильмом Ланга, и режиссёр экспериментировал с новой технологией.

Фильм содержит плотную и сложную звуковую дорожку, в отличие от более похожих на театральные постановки "разговорных" фильмов, выпущенных в то время.

Звуковое сопровождение включает в себя:

  • рассказчика,
  • звуки, издаваемые за или непосредственно в кадре,
  • тревожные минуты молчания перед внезапным шумом.

Звук также позволил использовать меньшее количество "склеек" при монтаже фильма, так как звуковые эффекты теперь могли быть использованы в качестве повествовательного элемента.

Постер фильма М - убийца (1931), реж. Фриц Ланг
Постер фильма М - убийца (1931), реж. Фриц Ланг

Это был один из первых фильмов, в котором использовался лейтмотив, техника, заимствованная из оперы, связывающая определенную мелодию с персонажем Лорре, который насвистывает «В пещере Горного Короля» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Позже в фильме эта мелодия позволяет зрителям узнать, что убийца находится рядом, за кадром.

Эта ассоциация музыкальной темы с определенным персонажем или ситуацией теперь является распростарнённым киноштампом.

Интересный факт

У Петера Лорре (исполнителя главной роли) не получалось насвистывать мелодию, и поэтому для записи мелодию насвистывал сам Ланг.

Обзор

В своем подкасте Middle Plan я делал обзор на фильм М - убийца Фрица Ланга. Можете посмотреть на досуге.

Спасибо за прочтение!