Найти тему
Middle Plan | mid.plan

Величийший актер немого кино - Бастер Китон

Оглавление

Всем привет! В этой статье хочу рассказать о величайшем актере в эпоху немого кино. Он был тем, кто заложил основы трюковых сцен в кино, многие из которых цитируются до сих пор! Однако, успешность в карьере быстро сошла на нет всего из-за одной подписи. Что это было, вы узнаете в этой статье. Итак, встречайте - Бастер Китон.

Время прочтения - 20 минут.

Бастер Китон (1895-1966)
Бастер Китон (1895-1966)

Сразу хочу отметить, что век немого кино был не слишком продолжительный - около 20 лет. Именно с 1910-ых годов стали появляться ростки художественного содержания в кинематографе. Если до этого кинематограф был, по большому счету, забавой, то в дальнейшем создатели старались делать более качественные кинокартины. Век немого кино завершился к 1930-ым годам с появлением звукового кино.

Бастер Китон является чуть ли не главной звездой в эпоху комедийного немого кино. По некоторым опросам его заслуги оценивают даже выше, чем заслуги Чарли Чаплина! Так в чем же новаторство Китона? Лично я многократно задавался этим вопросом и теперь хочу поделиться с вами.

Начало карьеры

Бастер Китон - американский комедийный актёр, режиссёр, кинопродюсер, сценарист, монтажер и каскадёр.

Китон стал сниматься в кино с 1917 года. За несколько месяцев до первой съемки, в феврале 1917 года, он переехал в Нью-Йорке в поисках новой работы. Но в марте, пока шли репетиции, его пригласили посетить киностудию Keystone Studios, где Роско Арбакл, на тот момент второй по популярности в мире комик после Чарли Чаплина, снимал свою первую независимую комедию — Помощник мясника. Кажется, что это счастливый случай, но не так все просто и Арбакл пригласил Бастера не с бухты барахты. Здесь нужно сделать небольшое отступление.

Бастер родился в семье бродячих артистов - Джозефа Хейли Китона и Майры Эдит Китон (Катлер). Отец был комиком, танцором и акробатом, а мать с юных лет играла на нескольких музыкальных инструментах и стала одной из первых в Америке женщин-саксофонисток. По сути мальчик рос за кулисами, так как родители бесконечно выступали. Бастер стал выступать на сцене с 5 лет. Удивительно то, что его талант стал быстро затмевать родительский и многие площадки хотели больше видеть талантливого малыша, выполняющем фокусы и акработические номера, чем его родителей. Таким образом, с пяти лет, Бастер стал кормильцем семьи.

Последующие пятнадцать лет Бастер Китон выступал как артист и был широко известен в Нью-Йорке. Однако отец Бастера к 1916 году впал в кризис среднего возраста и пристрастился к алкоголю. Он стал срываться на сыне и жене. Поэтому, мать, взяв детей с собой, сбежала. Так закончилась эпоха "Трех Китонов" - сценический псевдоним, под которым семья выступала много лет.

Итак возвращаемся в 1917 год. Нью-Йорк. Бастер, будучи известным и опытным артистом, фокусником и акробатом заключил выгодный контракт на сольные выступления в престижном бродвейском шоу. Пока шли репетиции его шоу, Роско Арбакл искал актера второго плана для своего фильма. Заприметив Бастера Китона, он предложил ему роль.

Во время своей первой встречи с Арбаклом его попросили сразу включиться в репетицию сцены Помощник мясника и начать действовать. Бастер был таким естественным, что его тут же наняли. В конце дня он попросил одолжить одну из камер, чтобы понять, как та работает. Он отнёс её в свой гостиничный номер, где к утру разобрал и собрал заново.

Попробовав свои силы в кино, Бастер ушел с Бродвея и сконцентрировался на кинофильмах. Благо по контракту. Роско Арбакл должен был снять 16 короткометражных фильмов (да-да, тогда порядки были другие). Работы было на год вперед.

Роско Арбакл и Бастер Китон
Роско Арбакл и Бастер Китон

Роско Арбакл является "крестным отцом в кино" не только Бастера Китона, но и Чарли Чаплина!

После того, как британский актёр Чарли Чаплин пришёл в Keystone Studios в 1914 году, Арбакл стал его наставником. Своего самого известного персонажа, Бродягу, Чарли придумал после того как Арбакл создал торговую марку «balloon» (Воздушный шар) — мешковатые штаны, большие ботинки и маленькая шляпа.

Невероятный дуэт

С марта 1917 года Китон снимался в короткометражных комедиях у Арбакла. Они с Роско быстро нашли общий язык и стали лучшими друзьями, которых объединяла любовь к кино, бейсболу и розыгрышам. Арбакл щедро делился с новичком экранным временем и знаниями — несколько фильмов спустя Китон стал его ассистентом режиссера и ведущим гэгменом, а к концу сотрудничества — полноценным соавтором. А в конце совместной работы Китон полностью заведовал всем отделом трюков.

В октябре 1917 года вся студия Арбакла, включая Китона, перебралась из Нью-Йорка в Голливуд в поисках лучшей натуры. Всего Арбакл и Китон создали вместе 14 короткометражных комедий, только одна из которых, Деревенский герой, до сих пор числится пропавшей.

Среди шедевров, снятых в этот период числятся:

  • 1917 — Помощник мясника / The Butcher Boy
  • 1917 — Его брачная ночь / His Wedding Night
  • 1917 — О, доктор! / Oh Doctor!
  • 1917 — Кони-Айленд / Coney Island
  • 1917 — Деревенский герой / A Country Hero
  • 1918 — Наш Дикий Запад / Out West
  • 1918 — Коридорный / The Bell Boy
  • 1918 — Лунный свет / Moonshine
  • 1918 — Спокойной ночи, сестричка! / Good Night, Nurse!
  • 1918 — Повар / The Cook

1918

В июле 1918 года Бастера, несмотря на явный дефицит роста (~ 165 см) и отсутствие фаланги куркового пальца, призвали служить на Первую Мировую войну. Он обучался на картографа и связиста, освоил азбуку Морзе, а потом на корабле отправился во Францию, где был зачислен в пехоту и через месяц стал капралом.

Китон не учавствовал в военных действиях, однако в плохих санитарных условиях, он подхватил заболевание и оглох на одно ухо. Через какое-то время слух восстановился, но не полностью.

Китон во Франции
Китон во Франции

Самостоятельное плавание

В конце февраля 1919 года, пока Бастер был еще во Франции, Арбакл подписал со студией Парамаунт беспрецедентный трехмиллионный контракт на работу в престижных полнометражных фильмах. Тогда же было решено, что именно Китон должен занять его место на студии Comique Film Company.

После возвращения в Калифорнию, Китон снялся у Арбакла еще в трех комедиях. После их пути разошлись.

Арбакл и Китон оставались близкими друзьями, даже когда Арбакла настигла трагедия, депрессия и крах его карьеры. В 1921 произошел большой скандал с участием Роско, после которого он не смог уже оправиться и умер в 1932 году.
В своей биографии Китон описал веселый характер Роско и его любовь к розыгрышам, включая несколько искусно продуманных схем, две из которых были успешны в различных студиях Голливуда.

Бастер начал работать один в конце ноября 1919 года (над короткометражкой Тайный Знак), а еще через месяц подписал контракт, по которому становился звездой, режиссером, ведущим сценаристом, гэгменом, монтажером и каскадером в собственных комедиях.

С января 1920 по сентябрь 1922 года Китон с помощью подобранной им командой создал 19 короткометражных фильмов.

Многие фильмы Китона 1920-х годов высоко ценятся и сейчас, например, Шерлок-младший (1924), Генерал (1926) и Кинооператор (1928).

Фильм Генерал многие считают шедевром: Орсон Уэллс считал его «величайшей комедией из когда-либо созданных… и, возможно, величайшим фильмом из когда-либо созданных».
Постер фильма Генерал
Постер фильма Генерал

Роковая ошибка

После выхода фильма Певец джаза, все кинокомпании захотели производить звуковое кино и за пару следующих лет немое кино почти полностью исчезло с экранов.

Джозеф Шенк, в 1926-м году возглавивший проблемную на тот момент кинокомпанию United Artists, принял решение отказаться от независимого кинопроизводства. Во время съемок последнего самостоятельного фильма Китона, Пароходный Билл-младший, Шенк объявил ему, что не будет заключать с ним новый контракт и закрывает Студию Китона. Взамен Шенк предложил ему заключить контракт с крупнейшей на тот момент в Голливуде студией Metro-Goldwyn-Mayer, принадлежавшей его старшему брату Николасу, и уверял, что условия для работы там будут даже лучше.

Бастер, зная про авторитарные методы работы MGM, в октябре 1927 года попытался устроиться на Paramount, но получил отказ. Отчаянно нуждаясь в деньгах он согласился на предложение MGM.

Подписание контракта с MGM Китон всегда называл "худшей ошибкой в своей жизни".

Хоть и Китон получал $3000 в неделю, он лишался режиссерских полномочий — с ним могли консультироваться по поводу каста, сюжета и гэгов, но окончательное решение по любому вопросу принадлежало продюсерам студии.

Только в первом фильме MGM, Кинооператоре, Бастер работал с остатками своей команды и смог добиться относительной свободы, отступив от первоначального сценария, но с каждым следующим фильмом его творческий вклад сокращался.

Постер фильма Кинооператор
Постер фильма Кинооператор

Последующие годы

Китон, по большому счету, уже не смог вернуться на звездный олимп. У него начались проблемы с алкоголем и серьезные проблемы в семье. Однако периодически он снимался в разных кинокартинах.

В 1959 году Китон получил почётную награду киноакадемии Оскар со следующей формулировкой — «за уникальный талант, который обеспечил бессмертие немой кинокомедии».

Наследие

В самом начале я говорил о том, что Китон оставил после себя большое наследие и зародил жанр трюкового кино.

Во второй половине 20-ого века самым популярным трюковым актером стал Джеки Чан. Да, именно сцены и сами трюки Бастера Китона можно увидеть в фильмах Джеки.

Есть очень показательный пример. В 1928 году Бастер снимал фильм Пароходный Билл. В этой сцене на него падала настоящая стена!

-8

Такая же сцена есть в фильме Чана - Операция А, но там стена гораздо тоньше и Джеки по-настоящему ничего не угрожало.

-9

Однако еще до Китона точно такой же трюк провел Арбакл.

И это не единственный пример преемственности.

Спасибо за прочтение!