У меня дома на стене висит географическая карта, сделанная в Аргентине.
То, что она сделана в южном полушарии выдаёт их немного перевёрнутый для нас взгляд на мир.
Юг там находится наверху, север внизу. Там же внизу, в уголке дано объяснение - с чего это кто-то решил, что север должен быть сверху, Земля - это шар (если вы вдруг не знали), у которого нет ни низа, ни верха.
В принципе, не могу ничего возразить против этой точки зрения. Однако, не все её разделяют, поэтому у моей дочки есть, конечно, проблемы на уроках географии. Ибо Австралию она ищет всегда где-то в левом верхнем углу.
Но к чему я это всё рассказываю?
На этой карте мира, где не у всех стран названия буквами написаны по причине нехватки места, я с удивлением обнаружила город Усть-Кут.
Как он туда попал? Чем удостоился?
Нет, я вовсе не хочу обидеть этот город и его жителей. Но давайте будем честны. Подозреваю, что большая часть населения Росси не подозревает о существовании этого небольшого городка с населением 40 000 человек, затерявшегося на просторах Иркутской области.
А между тем город этот весьма примечательный.
Он считается одним из первый русских поселений в Восточной Сибири. А в 1974 году его объявили отправной точкой Всесоюзной Комсомольской стройки - БАМа.
А ещё кроме железнодорожной станции здесь есть большой порт. Так они и стоят напротив друг друга - вокзал и порт.
Но давайте не будем бежать ни впереди паровоза, ни впереди парохода (впереди парохода вообще стрёмно бежать), а начнём с начала нашего долгого дня, за время которого мы должны из Усть-Кута доехать до Северобайкальска.
Дня, где у нас будут воспоминания о всесоюзных стройках и горячие источники. Дня, когда мы пересечём границу Бурятии - четвёртого региона нашего путешествия после Магаданской области, Якутии и Иркутской области.
Начался наш день в небольшой уютной гостинице (и вовсе не потому, что после ночи в машинах на зимнике любое жильё покажется уютным) в городе Усть-Кут, где я встретилась со своими старыми друзьями.
Симпатичной лохматой мамашей
И её двумя детишками. В декабре они были совсем крошечными комочками. К концу февраля выросли в крепких бутузов.
Вот такое устькутское инь и янь. Белая девочка и чёрный мальчик.
Знаете, какой главный признак того, что мы временно покинули задворки цивилизации и въехали почти в самую её гущу?
Есть вещи, которые в обычной жизни ты не замечаешь, потому что воспринимаешь, как должное.
Например, заправки, где есть магазин, туалет и можно купить стаканчик кофе в дорогу.
За время нашего путешествия мы уже как-то стали забывать, что такое бывает.
А оно вот - есть.
Машины заправили, можно и на небольшой сити-тур отправиться, совместив его с лёгким шоппингом по бутикам.
Что делает турист-обыкновениус, попав в новый город? Конечно же - сердечко.
Говорят так нынче принято.
Я же иду смотреть сначала железнодорожный вокзал, памятник бамовцам и прочие памятные признаки той комсомольской стройки.
Затем разворачиваюсь на 180 градусов и иду обратно - туда, где расположен порт.
Так и стоят эти два здания друг напротив друга, как бы соревнуясь, кто для города более важен.
Кусочек порта мы видим, проезжая через реку, покидая этот славный город.
Снова, как говорится, в путь зовёт дорога.
Сегодня, по сравнению с обычными нашим дневным пробегом, километраж выглядит не так уж страшно.
Всего каких-то 350 километров.
Впрочем, что значит, каких-то? Ого-го каких.
Путь наш лежит параллельно железнодорожному пути.
Можно сказать, прямо по БАМу едем.
И поэтому во всех подорожных населённых пунктах встречаем памятные знаки.
Чаще всего - это трубы, несущие тепло от братских республик.
Армения, Азербайджан, Грузия. Подъезжая к очередной трубе, мы пытались угадать, кто на этот раз будет дарить тепло жителям Сибири.
И конечно, немного уныло выглядит всё это на фоне разваливающихся строений, покосившихся домиков.
Из новостроя был увиден только что? Правильно? Храм. Когда нечего больше предложить, всегда можно предложить помолиться.
Почти на середине нашего пути, в посёлке Магистральный мы решаем остановиться на обед.
Краткое изучение местных едален по отзывам привело нас в центр города, где нам так и не удалось обнаружить нахваливаемое в этих отзывах кафе.
Пришлось вернуться к заведению на въезде в город с очень низким рейтингом и негативными отзывами.
Однако, видимо что-то поменялось за время написания отзывов. И внутри невнятного строения нас ждал очень вкусный и быстро приготовленный (что для нас немаловажно, особенно когда ты заваливаешься толпой в 15 человек и каждый заказывает что-то своё) обед.
Мы уже даже как-то отвыкли от таких ресторанных замашек.
Кроме вкусной еды, не могли не заметить, как здесь внимательно относятся к вопросам безопасности. Во всех смыслах.
За Магистральным мы постепенно начали уходить в горы, и дорога стала более живописной.
Жаль, серый пасмурный день не давал оценить красоту в полной мере.
А железнодорожная тема по-прежнему с нами.
Смотрите, здесь даже ещё что-то строить собираются. Или собирались.
До Северобайкальска меньше половины пути. Но узкая петляющая и скачущая то в горку, то с горы дорога, полна сугробов и всяких неожиданностей.
Ехать приходится достаточно медленно и очень аккуратно.
Но зато - красота же, да?
А наверху перевала нас ждёт Бурятия.
Надо признаться, с своему стыду, в том что не глядя на карту, я считала, что граница Бурятии и Иркутской области проходит по Байкалу. Один берег у бурятов, другой у иркутских.
Ан нет. Оказывается север Байкала целиком расположен в Бурятии.
Но вот, что я знала абсолютно точно, так это то, что Север Байкала - это гористая местность и горячие источники.
Гористую местность мы получили сразу.
А источники - уже совсем рядом с Северобайкальском.
Заскочили в одну из организованных купален.
О, что за наслаждение, выйдя в купальнике на морозный воздух, погрузиться в горяченную воду и сидеть, глядя, на окружающие сугробы и на парящие в воздухе снежинки.
Вот такие путешествия мне нравятся.
Все рассказы из этой экспедиции:
Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.
Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.
Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.
Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.
Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы отвалов до отвала насмотрелись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы за городом-призраком гонялись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Едем в Индигирскую трубу.
Магадан - Якутск - Иркутск. Когда твое дело - труба. Индигирская труба.
Магадан - Якутск - Иркутск. Ольчанский перевал. Потому что это красиво.
Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не так.
Магадан-Якутск-Иркутск. Зимние развлечения на Полюсе холода. Бананы, гвозди и плавки колом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Сокровищница Чысхаана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Про дежавю на трассе Колыма и гламурные ужины.
Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и промежуточный финиш в Якутске.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сокровища Якутии.
Магадан-Якутск-Иркутск. Продолжаем о сокровищах Якутии. Царство вечной мерзлоты.
Магадан-Якутск-Иркутск. Такой разный Якутск. Мамонты, мерзлота и инновации.
Магадан-Якутск-Иркутск. Ремонт кораблей по-якутски. Что такое выморозка кораблей?
Магадан-Якутск-Иркутск. По дороге в Вилюйск. Лошадка якутская необыкновенная.
Магадан-Якутск-Иркутск. Прогулки по Вилюйску и в Мирный с происшествиями с лёгким испугом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Удивительный Мирный. Маленький музей и огромный карьер.
Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике, за время которых мир непоправимо изменился.