Найти тему

Как Гулевичи бились за православие с Речью Посполитой

Как Гулевичи бились за православие с Речью Посполитой

«Обратная сторона океана»

Часть II

Глава тридцать девятая (133)

- Жаль, что Аляска у нас не по курсу, - поймал мои мысли Костя, - интересно бы было побывать в Кадьяке у старика.

- Я сам об этом думаю. Наше путешествие - как собирание пазлов, где каждый элемент - отдельная история. А все эти истории должны воссоздать картинку, которую забыли заложить в инструкцию. Мы столько говорили о Русской Америке и - надо же! - на Бермудах встретили старика. Пазл лёг на своё место. Он его нашёл сам, но для этого нужно было пройти почти весь океан.

- Когда в Питере увлёкся яхтами, стал собирать материалы о русском парусном флоте. Истрия с «Юноной» и «Авось», на самом-то деле, занимает в них очень малое место. В архивах материалов фактически нет. Нам удивительным образом повезло встретиться с одним из тех потомков наших первооткрывателей, кто хранит эту память.

- Этот старик сам как целый музей. Только на него было больно смотреть. Тоска в глазах. То ли дна для его якоря не хватает, то ли ветра в парусах. Будто всю жизнь искал чего-то и не нашёл или нашёл, да не то. Он и с нами как-то не сразу заговорил…

- Зато потом с Геной по Дону гуляли как…

- Да, хоть дед расслабился немного. Мы даже не спросили о его семье, детях. Интересно, они будут, как их отец и дед, хранить русскую культуру на Аляске? Будут ли знать истинную цену иконы Николая Чудотворца с русского корабля «Авось»? Знаешь, с моей семьёй в своё время произошла такая же история.

- В смысле?

- Как часть наших русских моряков не покинула в своё время Аляску, так и мои предки остались на своих исконных землях.

- Это когда?

- Когда Речь Посполитая продвигала католицизм в XVI - XVII веках. Когда униаты и латиняне вытесняли православие. Когда на Руси было смутное время.

- А, Минин и Пожарский…

- Да. Только после падения Смоленска в 1611 году народное ополчение Минина и Пожарского поляков из Москвы выжимало, а мои предки за Луцк бились. Феодосий Гулевич, православный епископ Луцкий и Острожский, был одним из главных действующих лиц того времени на западных границах Руси. Заточённый в Кремле патриарх Гермоген распространял через своих сподвижников обращения в виде грамот, призывая соотечественников бороться с иноверцами и смутьянами. По сути, он тогда и стоял у штурвала России. Феодосий Гулевич был у истоков создания православных братств у западных границ нашего государства и всячески их поддерживал. Старейшее из них, кстати, было во Львове. С именем Феодосия Гулевича связано восстановление и возобновление деятельности древней церкви Святого Димитрия в Луцке, которую Гулевичи считали своим родовым владением. Я в Луцке никогда не был, но говорят, наша фамилия там выбита при въезде.

- Так ты княжеских кровей что ли?

- В тестаменте, духовной грамоте Феодосия Гулевича, говорится, что некие Мисько и Иван Гулевичи в середине XV века были родственниками литовско-русского князя Свидригайло из династии Гедиминовичей, связанных в свою очередь кровными узами с Пястами и Рюриковичами. Свидригайла, кстати, сам бился ранее за Луцк с поляками, где и умер. В те времена с унией резня была жесточайшая. Гулевичи с оружием отстаивали свои православные земли. Из Луцка, который до Речи Посполитой относился к Киевской Руси, вообще крепость сделали. Церковь Святого Дмитрия превращалась в самостоятельную крепость и выстаивала даже тогда, когда город переходил из рук в руки. Василий, сын Феодосия, будучи воеводой Владимирским, тоже сражался за неё и прилегающие к ней владения. Гулевичи не сошли со своих мест, и тогда их много полегло. Униатам пришлось считаться с этой силой. Они признали её и поспешили породниться. Так старинный русский княжеский род получил со стороны унии польский дворянский титул со своим именным гербом. Дочери Василия Гальшке Гулевич суждено было стать женой Киевского митрополита Ипатия Потия, стоявшего в то время во главе униатов. Он был ближайшим родственником князя Константина-Василия Острожского, отстаивавшего православие. В общем, гремучая смесь. Но, вступая с униатами в подобные «сделки», Гулевичи продолжали поддерживать православие. Гальшка, кстати, была известной меценаткой своего времени. Будучи замужем за главным униатом, вкладывала большие деньги семьи в православие, и никто с этим ничего не мог поделать.

- Так ты на вопрос не ответил…

- Я же говорю, что многие были перебиты ещё в XVI веке, потом замес с польской шляхтой. А корни моей семьи обрываются на Захаре Гулевиче, отправившем своего сына, моего прадеда, из Гомелевской области в XIX веке покорять Дальний Восток. Кем был Захар Гулевич и к какой из ветвей он принадлежал, мне доподлинно не известно. К сожалению, наша семья принадлежит к числу большинства русских семей, родословная которых обрывается на пра-прадедах, плюс-минус одно поколение.

- Я уж подумал: передо мной потомок Рюрика в кокпите на лебёдках сидит…

- А я и не утверждал обратного.

Мы оба улыбнулись и полезли за сливовыми самокрутками.

(Продолжение следует).

(Уважаемые читатели, я пишу для вас. Если понравилось, то вы знаете что делать – подписывайтесь на мой канал!).

#Речьпосполитая, #рюрик, #аляска, #гулевич