Найти в Дзене
Закрытая книга

Как современные писатели смогли «выдавать» по книге раз в три месяца, не теряя в качестве?

Оглавление

В комментариях к прошлой статье оказался неожиданно популярным аргумент вида:

Невозможно писать нормально, выдавая каждые 3 месяца новый роман. Даже для очень-очень плодовитых писателей.

И, если экстраполировать былые годы и статистику по писателям XX века на современность, то покажется, что это и впрямь — то ли невозможно, то ли выйдет графомания сомнительного качества.
А книги на АТ, тем не менее, выходят «по графику», на качество, судя по популярности современных авторов, никто не жалуется.

Почему? Давайте разбираться.

1. «Аналоговая эпоха» против цифровой

Примерно так выглядело рабочее место писателя XX века
Примерно так выглядело рабочее место писателя XX века

Стол, стул, пишущая машинка. Иногда — тетрадка и ручка...

Необходимость переписывать всю страницу ради изменения одной реплики одного персонажа, или любой подобной мелкой правки.
Необходимость форматировать текст вручную, потому что у пишмашинки только один шрифт, только одна стартовая позиция каретки и никаких средств автоматизации.
Необходимость вручную нумеровать и сшивать страницы в папку перед отправкой издателю.

А потом — пришёл XXI век, и всё стало красиво

Все эти «необходимости», отъедавшие кучу времени, с появлением на столе типового писателя компьютера отпали в один момент.

Решил изменить одну строку? Щёлкнул, зажал «бэкспейс», переписал её и только её. Форматирование текста? Один клик в верхнем меню. Отправка готового текста? «Экспортировать как», и любой вариант на выбор.

Появление персональной ЭВМ «в каждом доме» на рубеже тысячелетий — изменило писательское дело раз и навсегда.
Появление персональной ЭВМ «в каждом доме» на рубеже тысячелетий — изменило писательское дело раз и навсегда.

Уже одно только это сэкономило писателям всего мира целую кучу времени — настолько, что если в советское время писатель, выпускавший по книге в год считался плодовитым, то ко второй половине девяностых это время уменьшилось практически вдвое.

2. Отсутствие корректуры и редактуры

А вот это — уже пришло со становлением подписочных сервисов, когда цифровая революция полностью отменила такие понятия, как «черновик» и «чистовик».

Оказалось, что читателя полностью устраивает «недоведённая» глава, но здесь и вчера, что он готов закрыть глаза на опечатки, дублирующиеся слова, пропущенные запятые и тому подобные мелочи — был бы сюжет.
Потом некоторые авторы текст правят, исходя из ошибок, на которые указали в комментариях, некоторые — нет, но факт в том, что теперь полировка текста стала проблемой издателя, когда/если он вообще решит эту книгу издавать.

Точно так же практически отпал и институт редактуры — из-за принципиальной несовместимости с «поглавной выкладкой», а логические дыры и возможные их обоснования для следующих глав найдут и сами читатели, во всё тех же комментариях.

3. Нет нужды «бегать по издательствам»

Писатель XX века тратил недели, а подчас и месяцы на «оббегание» приёмных всех известных ему издательств в попытке найти то, которое будет готово принять его «нетленку» хотя бы на рассмотрение.
Иногда, что характерно, не находил.

Такая вот «беготня» по приёмным — это время, которое могло бы уйти на написание книги
Такая вот «беготня» по приёмным — это время, которое могло бы уйти на написание книги

Писатель XXI века — выкладывает книгу прямо по ходу написания на любой подписочный сервис... А если к концу выкладки она наберёт достаточно популярности — издатель сам обратится к автору с предложением «взаимоневыгодного контракта».

Такой подход, ранее невозможный по объективным причинам, удобен для всех.
Писателю он «срезает» практически месяц бесполезной беготни, издателю — даёт возможность гарантировано избежать коммерческого провала (ведь, раз книга продалась в сети, то и в «оффлайне» её ждёт успех), а читателю — достаётся та самая «поглавная» выкладка, устраняющая месяцы томительного ожидания.

4. Уменьшение объёма отдельной книги

О причинах этого я уже рассказывал «на котиках» в отдельной статье, но если кратко — средний объём каждой отдельной книги за последние 50 лет снизился с 14...18 до 12 авторских листов.

И да, «средний» — не значит «все книги по 12 а.л.», это значит «наиболее популярный объём».
И да, «средний» — не значит «все книги по 12 а.л.», это значит «наиболее популярный объём».

На то есть целый ряд причин, описанных в вышеупомянутой статье, для этой же статьи важно то, что книги стали, в среднем, на 25-30% менее объёмными — то есть времязатраты на каждую книгу дополнительно понижаются примерно, на столько же.

5. «Давление сверху»

Кроме того, писателя «форсируют» и сами подписочные платформы.
Не выложил следующую главу вовремя? Твоя книга пропадает из рекомендаций,
навсегда. Да и читатели разбегутся.
Не уложился в полгода? Блокировка продаж этой книги платформой и пожизненное понижение невидимого рейтинга автора для рекомендаций — писателю тогда проще новый псевдоним создать.

Не стоит думать, что это платформодержатели c АТ или «литнета» такие злые: первое связано с тем, что не ты один на платформе пишешь, и при малейшем выпадении из графика — «соседи по жанру» тут же твою книгу потеснят, а второе — с тем, что платформе нужны продажи, она с этого живёт — и таким образом «мотивирует» писателей делать книги поменьше, но почаще.

Подводя итоги

Резюмируя — можно вывести три ключевых фактора, благодаря которым такая вот «плодовитость» — новая норма:

  1. Технический прогресс, позволивший писателю «отбросить» всё, что не связано непосредственно с написанием книги и уменьшить объём каждого тома в отдельности.
  2. Подписочная модель, которая позволила устранить из времязатрат писателя этапы редактуры, корректуры и беготни по издательствам.
  3. Жесткая конкуренция с другими писателями за «место в ТОПах», мотивирующая писать «быстрее, выше, без перерывов, без выходных и без потери качества».

А верхнюю планку времени написания каждой книги — жёстко задаёт платформа, «для блага пользователей». На АТ, например — это шесть месяцев и ни днём больше.

Фрагмент информационного блока «АТ»
Фрагмент информационного блока «АТ»

Надеюсь, что мне удалось удовлетворить ваше любопытство на счёт «невозможности» такого результата — а если ещё остались вопросы, то я на них всегда готов ответить в комментариях.

• • •
Хотите помочь каналу? Статья заставила улыбнуться? Ставим лайк и делимся статьёй с друзьями-коллегами-товарищами.
Рекомендательные системы Дзена сейчас не работают, вся надежда — только на вас, моих читателей. Поделитесь ссылками с друзьями и коллегами, ради (беспро)светлого будущего канала.
Комментарии читаю все

Хобби
3,2 млн интересуются