Кое-кто из них вполне заслуживали военного трибунала за воинские преступления, однако не все подобные художества стали известны. А авторы ставших известными не дожили до конца войны, отправившись на дно вслед за своими жертвами. И только один, Хайнц-Вильгельм Экк был осуждён и казнён. Нет его фото, за исключением кадетского 1934 года
и общего снимка из зала суда.
Совсем ещё молодой офицер, на момент смерти ему было 29 лет, начал службу на надводном флоте, три года командовал тральщиками. Но, как часто это бывало, решил перейти на подводные лодки. Пройдя обучение, участвовал в качестве командира-стажёра в пятом патруле U-124, которой командовал его одноклассник Иоганн Мор. У него было чему поучиться, он потопил 29 кораблей, из них 2 военных и повредил 3. В том патруле было пущено ко дну 4 судна и повреждено одно.
15 июня 1943года Экк стал командиром новой океанской лодки U-852. У командования были особые планы насчёт этой лодки, поэтому экипаж отрабатывался много месяцев. В начале 1944 года лодка была направлена в Индийский океан для действий на морских путях союзников. ( Хотя есть мнение, что он должен был доставить в Германию стратегические материалы с Дальнего Востока). Особый упор был сделан на скрытность передислокации. Опытные командиры Шнее (23 потопленных судна) и Мёле (21 судно), инструктируя его, особый упор сделали на том, что лодка эта довольно медлительная и надо стремиться не оставлять никаких следов, по которым противник мог бы определить район её нахождения и настигнуть.
Что и привело к печальным результатам. 13 марта на широте Фритауна в Атлантике Экк обнаружил одиночный греческий пароход "Пелеус".
И, несмотря на имевшееся задание, решил напасть на него. Преследовал до наступления темноты и из надводного положения выпустил две торпеды - обе попали в цель. Судно затонуло очень быстро, многие из выживших не успели даже надеть спасательные жилеты. Они плавали среди обломков, часть взобралась на спасательные плотики. Лодка приблизилась, был поднят на борт и допрошен третий помощник Агис Кефалас, потом его отправили опять на плотик.
И тут в голове у Экка что-то переклинило. Хотя по расчётам за оставшееся тёмное время лодка могла удалиться на значительное расстояние, по его мнению оставалась опасность обнаружения, и он решил уничтожить обломки, невзирая, что среди них находились выжившие моряки. Сначала наверх были подняты два ручных пулемёта, потом использовались 20-мм зенитные автоматы, обломки закидывались ручными гранатами. 5 часов лодка оставалась на месте и занималась этим идиотством. Конечно, окончательно уничтожить всё не удалось, похоже, они не соображали, какой живучестью обладают эти плотики.
В итоге лодка ушла, на месте остались израненные выжившие 4 моряка греческого судна. Вскоре их подобрал португальский пароход. Через 2 недели у Кейптауна был потоплен британский пароход SS Dahomian. А ещё через месяц U-852 была выслежена в Индийском океане британской авиацией. Были получены серьёзные повреждения и лодка выбросилась на побережье Сомали.
Деваться в этих гиблых местах было некуда, через день команда была захвачена англичанами. Они облазили лодку
и обнаружили вахтенный журнал, который от большого ума командира не был уничтожен. Ну, и все его подвиги всплыли на поверхность. Плюс показания выживших греков. В ноябре 1945 года преступники предстали перед британским трибуналом в Гамбурге. Кстати, защита ссылалась на случай с немецким эсминцем "Эрих Гизе", потопленным в 1940 году, а члены его команды в количестве 200 человек в воде и на плотах были расстреляны британским эсминцем. Но это, конечно, другое дело и не было принято судом во внимание. В итоге судовой врач Вайсспфенниг, старший офицер Хоффманн, лично ведшие огонь из пулемётов и Экк были приговорены к расстрелу. Ещё два стрелка, "только выполнявшие приказы", получили большие сроки заключения.
Среди погибших на "Пелеусе" было четыре англичанина-артиллериста, а такое прощать нельзя. Более того, по странному стечению обстоятельств, почти сразу же после вынесения приговора один из защитников обвиняемых, доктор Пабст, покончил жизнь самоубийством, а другой, доктор Тодсен, погиб в столкновении с британским военным автомобилем. Британская военная полиция расследовала эти происшествия и результаты были засекречены на 50 лет. А казалось бы, что тут может быть секретного? Впрочем, и сейчас наверно ознакомиться с ними под силу только профессиональным историкам, не мне чета. Только кому оно надо?
Я хотел вообще в одну статью втиснуть рассказ об осуждённых командирах немецких подлодок, их всего-то трое было, но нашёл в немецком "Шпигеле" подробнейший рассказ об одном из них с деталями, которые нигде больше не встретил. Так что завтра выложу перевод.
...................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь