Найти тему
Геннадий Оттев

Цунами

,Камчатские истории
Авиапорт Елизово
Авиапорт Елизово

Мой домашний, ласковый кот, вдруг ощерился, шерсть его встала дыбом, заорал дурным, утробным голосом и забился под кресло, издавая те же, громкие, утробные звуки. Это было похоже на голос человека. Спустя пару минут мебель в доме зашаталась, пришла в движение, зазвенела посуда. Кот под креслом умолк. Включив радиоточку, мы услышали как всесоюзный эфир прервался, и местный голос объявил тревогу цунами. Было 11 часов вечера.

Пгт Усть-Камчатск. Новый посёлок. Тихий океан. Устье реки. Протока Озерная, озеро Нерпичье.
Пгт Усть-Камчатск. Новый посёлок. Тихий океан. Устье реки. Протока Озерная, озеро Нерпичье.

Вслед за объявлением последовали ещё толчки, все шаталось и падало, пол уходил из под ног. Был вечер 1983 года, еще по сути лето, Камчатское, обманчивое лето, холодное ночью и едва тёплое днём, с зелёными кустами и деревцами, цветущей тундрой и пахнущей пижмой во дворе.

Эвакуация! На Погодный! Я взял мафон и четыре кассеты 90 минутки с музоном. Родители документы и мы вышли на улицу. Оживлённо. Кругом народ, но паники никакой. По дороге шедший автобус, остановился, подхватил нас и двинулся дальше, набитый битком. Эвакуация.

Самое ценное. Самое ценное для себя брали мы тогда с собой. В автобусе, в толчее и давке, я встретил Леху.

- ты как? Что взял?

- кассеты! Леха показал мне свои ТDKашки и SONьки. Такова была тогда наша "Религия".

Мыс Погодный. Наши дни. Озеро Нерпичье.
Мыс Погодный. Наши дни. Озеро Нерпичье.

Думал ли я о смерти? Нет. Какая смерть может быть в 15 лет?! В 15 лет ты безсмертен и весь мир лежит у твоих ног. Будь то война, цунами или землетрясение. Впрочем было и второе и третье. По крайне мере объявили. Толчки на улице ощущались уже не так сильно. Но скрипели дома. Брусовые двухэтажки. Скрипели, но выдерживали.

Я с друзьями. Нам по 15.
Я с друзьями. Нам по 15.

Кто живет (жил) на Камчатке, знает - землетрясение здесь обыденность. Такая же как и дождь и снег. И привыкнуть даже возможно. Но цунами?! Цунами - это редкость. И это опасность. Незнакомая, а потому более страшная, чем знакомый, дружеский землетрус.

Трясет аккуратно и сильно. Как в известном фильме про битьё. И к этому привыкаешь. Привыкаешь как к обыденности, как к вулканам, которые украшают пейзаж, посыпают пеплом и горят огненными ручейками вдали. Это твой мир. Твоя реальность. Но цунами!

Вулкан Шивелуч на фоне Погодного
Вулкан Шивелуч на фоне Погодного

Под утро ажиотаж спал, и мы, мелкими группками, по соседски формируясь, двинулись с Погодного пешком. Пешком в "новый посёлок" домой, короче. Магнитофон уже не пел, батарейки сели, мы все устали и морально и физически, и уже равнодушно смотрели на день грядущий и на то, что он нам готовит.

Кинотеатр Юбилейный. Памятник Ленину. 80 - е годы.
Кинотеатр Юбилейный. Памятник Ленину. 80 - е годы.

Электричество было. Связь была. Работал кинотеатр и магазины. Вот только начальства не было. Не было уазиков возле райкома, не было чиновников в конторах. Да и сам посёлок опустел. Не было людей на улицах.

Ул. Ленина. Усть - Камчатск. Новый посёлок. 80-е.
Ул. Ленина. Усть - Камчатск. Новый посёлок. 80-е.

Тревожный август 1983 года. Ты запомнился мне тремя днями полного безвластия в одном, отдельно взятом посёлке. Когда нет руководства вообще. Когда взрослый мир рушится и приходит что? Анархия?

- нет! Не было анархии! За исключением того, что мы, школьники, 14 лет, ходили и курили в открытую по обезлюдевшим улицам. В "Юбилейном" крутили кино и мы, нашей компанией, купили билеты и пять человек смотрели какую то картину. Единственное пожелание от кассира-контролера было:

- мальчики, под люстру не садитесь!

 И то верно. Под люстрой опасно. Этакая махина да вдруг на голову!

На второй день мы ездили "на море". На прибойку. На косу. На берег тихого океана. Всё так же кричали чайки, всё так же ходил "Драпкин", наш паром, но что то было не так. 

- Что?

Только на побережье мы заметили, что вода отошла от берега метров на десять.

Тихий океан. Море. Прибойка. Мыс Камчатский.
Тихий океан. Море. Прибойка. Мыс Камчатский.

Обнажилось морское дно, море удалилось и нам стало видно, как дно, косогором падает вниз, в бывшую еще вчера, глубину океана. 

Это было страшно и восхитительно. Ведь купаясь в ледяной воде "Тихого", мы замечали, что метра два, три идешь по твёрдому, под водой, а потом резкий обрыв и только вода морская удерживает тебя на поверхности.

Возвращаясь с моря, мы заметили, что обмелела и река. Наша полноводная река Камчатка так же обнажила свои берега. То же самое мы увидели и с другими водоёмами, будь то карьеры, озёра или болотца.

Лишь на третьи сутки жизнь в посёлке начала восстанавливаться. Возвращалось начальство, люди. Все что уехали, возвращались из сопок, что за 23 километром по ключевской дороге. 

Райком.
Райком.

А я запомнил навсегда с тех пор, что значит стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Что значит идеология, воспитание и культура. Культура простого, обычного человека, школьника, трудяги, который не стал устраивать мародёрство, революцию, а спокойно и разумно пережил тревогу. Пусть и несбывшуюся. Но тревогу.

#рассказы из жизни #политика #идеология и патриотизм #интересные места #камчатка

Цунами
5926 интересуются