Найти в Дзене

Эрнест Хемингуэй — Фиеста.

Я считаю, что о книгах нужно помнить. Нужно помнить о тех, что прочитал. Помнить о тех, что нужно прочитать. Помнить о каждой прочтенной строчке, или же, если не позволяет память, то помнить о самых значимых. Это не рецензия, и не отзыв, и даже не краткое описание. Это мое воспоминание. Этот роман, в доставшейся мне маленькой книжонке, уместился на триста страниц. Папа Хэм пишет под настроение, особенно когда речь идет о прекрасной Франции или жгучей Испании. Эти триста страниц, и каждая из них замечательна, стоят потраченного на них времени. Большую часть своих вещей он пишет о войне, и то понятно, он же военный журналист. И это кстати одна из вещей за что я лично его уважаю, и подобных авторов, которые пишут то, в чем знают толк, в чем разбираются. Хэм, разумеется и о бренном отлично пишет, тут не отнять. Взять хоть тот же «Старик и море» - это рукотворный шедевр. Когда подобную вещь прочтешь, подобный слог, то уже к автору привязываешься. Тут, кстати, Хемингуэй тоже радует. Сколько романов и короткой прозы у него я читал, все мне нравятся. Взять хоть для примера Паланика: он, понятное дело, вряд ли эксперт или профессор в психологии и подобном, но он, и тут ни дать ни взять он молодец, тему разбирает основательно, читаешь и понимаешь, автор ни с бухты-барахты пишет, видно что покопался в материале. Темы, кстати, у него тоже не забитые, оригинальные, о сложном пишет. Что «Бойцовский клуб»(надо бы прочесть, а то только хвалебные отзывы собираю), что «Удушье», а затем «Колыбельная», и конечно же «Выживший» - отличные романы, читал я, что называется, «взахлеб». Но вот «Фантастичнее вымысла» лично я не понял, уж извольте. И стиль какой то другой... ну все не то. В общем! Фиеста! Начинает папаша Хэм отлично. Как я уже сейчас понимаю, начал он с описания персонажа не главного, второстепенного, но понятное дело, ключевого для повествования. Хотя когда его читаешь, все персонажи, которые по ходу дела появляются, даже не значительные, на один диалог или просто описание, у них у всех есть, как будто бы цель показать что-то, отношение к автору или к теме, они по сути мелочь, незначительная деталь, но они вписываются в общую картину, и эта картина оживает и идеально дополняется. Что ж, Роберт Кон был еврей и учился в Принстоне. Там же он, кстати, и боксировать научился. Боксировал не плохо, и это дало ему уверенность. По сути был подкаблучник. Первая же встречная его на себе женила. Потом то он все последствия ощутил, что мол не по любви, а по влюбленности. Ну да и такой скудной информации про Роберта, в моем скудном изложении, я думаю будет достаточно. Главного героя звать Джейк — альтер эго автора. Он с этим Коном как то познакомился, при каких то обстоятельствах, но и тот и этот были писателями по ремеслу, кто то лучше, кто то хуже. В литературном круге они и сошлись. Жили они в Париже. Джейку нравилось, лучше города для жизни он для себя не видел. Кону наоборот в Париже не сиделось. Он как то забежал к Джейку в редакцию, где тот работал, и предложил ехать в Южную Америку. Мол перемен требует моё сердце, должен повиноваться. Джейк отказывается, ему это не нужно, да и запланирована уже поездка в Испанию на фиесту. Кон напрашивается с ним. Джейк не против: - научу тебя, говорит, рыбу удить. У Кона, тем временем, проблемы с женой. В Южную Америку та не хочет с ним ехать, и Кон как то пытается её в Англию отправить, к друзьям жить. Она, жена его, женщина не глупая, понимает что любови уж нет, и что он от неё просто избавиться хочет, да еще так по хамски, и закатывает ему скандал прямо в кафе. Тем временем в романе появляется другая женщина — леди Брет Эшли. У Джейка, кстати фамилия его Барнс, своего рода запутанные любовно-душевно-дружеские отношения с этой леди Брет. Они друг другу нравятся, и оба вроде не прочь, но вместе жить не могут, т. к. оба понимают, что из этого ничего не выйдет. Опуская подробности, нужно сказать, что эта особа, леди Эшли, ведет довольно беззаботный образ жизни, я бы даже сказал — бесшабашный. В романе она появляется в компании светской молодежи, потом сбегает от них с Джейком, далее, спустя день-два, знакомится с каким то графом, катается с ним по ночному Парижу, пьет вино, шампанское, заявляется среди ночи к Джейку и зовет на ночной променад. С графом, конечно, отношения чисто платонические, скорее всего, хотя Хемингуэй грязи не пишет, и никаких подробностей нет. Далее Джейк знакомит, по стечению обстоятельств, Роберта Кона и леди Эшли. Кон, понятное дело, влюбляется. Вообще, не по описанию, а именно по реакции мужчин, ну и мелким деталям, Брет Эшли очень обворожительна, я бы даже сказал пленительна, любой кто с ней знакомится не может не упомянуть ее красоту и как он хотел бы добиться ее расположения. Что ж, фотографии нет, одни предположения. Леди Эшли попутно упоминает некоего Майкла, своего будущего жениха.

Хочется отвлечься ненадолго от персонажей и уделить внимание описанию обстановки. У Хемингуэя ты не просто читаешь описание города, улиц и кафе. Ты сам гуляешь по городу вместе с ним, ты слышишь названия улиц в Париже где гулял сам автор, где он шел от своего дома, редакции, мимо разных кафе, площадей и парков. Подлинность названий и маршрутов, несомненно подкупает. Для меня особый интерес в его повествованиях вызывают именно эти вырезки описаний, детали окружения. А так же диалоги. Они коротки, сильны и остры.

Действие продолжается. Роберт Кон и леди Эшли уезжают из Парижа в Сан-Себастьян, проводят там какое-то время вместе. Проходит время и нужно отправляться на фиесту. К Джейку приезжает его друг Билл. Брет Эшли появляется в Париже с Майклом, и напрашиваются ехать с друзьями на фиесту, кстати фиеста будет проходить в городе Памплона, туда они все и направляются. Главное событие фиесты — это разумеется бой быков. Брет и Майкл решают добираться отдельно и встретиться со всеми в Памплоне. Джейк и Билл едут на поезде в Байонну, где их встречает Роберт Кон, а далее до Памплоны. Там они останавливаются в отеле Монтойи, кидают вещи, и едут на пару дней ловить рыбу в Бургете. Друзья должны были поехать на рыбалку все вместе, но так как Брет и Майкл задерживались, а Роберт решил поехать встречать их, то в Бургете отправились только Джейк и Билл. Там они отлично провели время, поудили рыбы, отведали хорошего дешевого вина и познакомились с одним англичанином по фамилии Харрис, который им обоим пришелся по душе. Дни в Бургете пролетели слишком быстро для наших героев, но что поделать! Время пришло, и нужно было ехать обратно в Памплону, где их уже ждали друзья и предвкушение фиесты. Каждый день праздника был расписан. Люди приезжали каждый день со всех окраин, и заполняли город. Все хотели видеть быков — от того момента как их привозят и загоняют в кораль, и до самого последнего — когда их убивают. К началу первого дня фиесты, город уже трещал по швам от людей, музыки, выпивки, фейерверков и всего празднества целиком.

Перечитывая все вышесказанное, я вижу, что воспоминание превращается в краткий пересказ. Что поделать!? Какие-то фрагменты свежи в памяти до сих пор, а за какими-то деталями нужно лезть в книгу. Но постараюсь скорей заканчивать и опускать детали, ибо не хочу лишать искушенного читателя данной статьи, ещё большего искушения купить данную книгу и прочитать самостоятельно, основательно и детально, все перипетии сюжета, а главное — Хэмовский слог. Обещал не вдаваться в детали, но деталей много. Хэм пишет как корреспондент.

Для фиесты, как и для любого праздника, лучшим подспорьем являлись выпивка и веселье. Майкл видит, что Кон вьется вокруг Брет, и ему, понятное дело, это не нравится. Майкл пьян практически все время. Стоит сказать, что по тем временам у мужчин и женщин были своеобразные правила поведения, которые для нас, представителей своеобразной современности, выглядят глупыми. Он не отвел дурака-еврея в сторонку и не рассказал ему, мол: «Это моя женщина, парень, остановись. Где твои манеры? Поди найди себе горячую испаночку и вейся вокруг неё.» Почему-то тогда так было не принято. И даже когда по пьяни Майкл за столом в кафе, в присутствии всех высказывает Кону, Брет несколько раз гововрит ему, Майклу: «Замолчи. Где твои манеры?» Вот такие порядки друзья. Потом они конечно признают что Майкл то прав, но по правилам того этикета, ему надлежало быть сдержанным и вести себя как престало джентельмену. Хотя, даже у джентельмена, я считаю, должно быть понятие . Что ж, фиеста была жгучей, полной деталей и красок. Быки против матадоров. Пьяный Майкл против Роберта Кона. Как и говорилось, Кон — боксер. Но досталось от него не только Майклу. Немного интриги, дамы и господа. Детали дочитывайте сами, там по своему интересно. В конце концов, как и всему сущему, фиесте суждено было закончиться. Все разъехались. У Джейка была еще неделя отпуска и он поехал в Сан-Себастьян, Билл обратно в Америку. Майкл поехал в Сен-Жан-де-Люс, разумеется один... Брет уехала с молодым матадором Ромеро — красавец и талант. Роберт Кон уехал раньше всех, в последний день фиесты, наутро после инцидента. Потом немного страниц об отдыхе Джейка в Сан-Себастьяне и приезде в Мадрид.

Когда вспоминаешь эту книгу, перелистываешь страницы чтобы найти детали, то в памяти остается все больше картин веселой, солнечной Испании и утонченной Франции. И все таки, Мадрид — один из лучших городов чтобы закончить роман.