Александр Семениченко
Середина 70-х годов. Конец октября, с летной погодой возникают проблемы. Температура неустойчива, то плюс, то минус, морось, туман, дождь сменяется снегом. Ми-4 после замены двигателя и лопастей несущего винта ожидает облета и регулировки соконусности лопастей. Отрегулировать соконусность лопастей («отбить конус») можно и в такую погоду, а вот облетать никак нельзя. Принято решение пока «отбить конус», а облет отложить до лучших времен.
Дежурный экипаж и специалисты АТБ оперативно выполнили работу по «отбивке конуса». Начальник участка вертолетов Ми-4, понимая, что облет невозможен, все же пытается уговорить командира провести облет, а вдруг получится. Но командир непреклонен. Лететь нельзя – обледенение. Начальник участка запускает «железный» аргумент:
- Командир, смотри, коллеги летают.
- Какие коллеги?
- Видишь, птицы летают. Не обледеневают, не падают.
Аргумент не сработал, но настроение поднял. Через пару дней вертолет был облетан. В бортжурнале появилась запись: «Замечаний нет».
Зима. Хороший день, солнце, легкий мороз, почти полный штиль. Ситуация повторяется, Ми-4 подготовлен к облету после замены двигателя. Карта-наряд расписана, лежит в ботржурнале. Ожидаем экипаж. Моя задача забрать окончательно оформленную карту и выпустить борт. Вертолет стоит на газовочной стоянке, слой снега там тонкий, плотно утрамбованный. Удивительно, но действующие лица те же. Первым прибыл бортмеханик, открыл все капоты, занялся осмотром и подготовкой матчасти. Чуть позже подошли пилоты, поздоровались, перекинулись парой шуток, провели предполетный осмотр.
Бортмеханик, открыв нижний капот двигателя, внимательно осматривает двигатель и внутреннюю часть капота. Вскоре к нему присоединяется второй пилот, а затем и командир экипажа. Втроем сидят на корточках и молча смотрят снизу на двигатель. Начальник участка, уже собравшийся уходить, задержался, подошел ко мне.
- Что они там смотрят?
- Не знаю, молчат, вопросы не задают.
Начальник не выдержал:
- Командир, что там?
- На снегу желтое пятно, но потеков бензина нигде не видно.
- Это не бензин, это я побрызгал, - успокоил всех начальник участка.
Командир экипажа посквернословил сквозь зубы и очень вежливо попросил начальника участка пойти и заняться другими, более важными, делами. Заверив при этом, что все будет сделано как положено.
После облета замечаний по работе матчасти не было.