Олимпиадники по литературе как никто другой знают, что она не равна списку из школьной программы. Что на самом деле дает нам чтение и почему увлечься им могут помочь стихи? Рассказывает наша ученица Виктория Шаталова, которая стала победительницей всеросса по литературе в этом году.
— Расскажи, как ты пришла к олимпиадам по литературе, с чего начинала?
— Класса с шестого я заинтересовалась литературой — началось с того, что я стала читать вперед школьный учебник, много других произведений в целом. В какой-то момент в руки ко мне попал сборник стихов поэтов XX века — я прониклась, почувствовала что-то и стала их учить просто так, для себя.
В 9 классе у меня (наконец-то) получилось пройти на муницип, затем — на регион и стать призером. Во время подготовки я загорелась предметом еще сильнее, мне захотелось идти дальше, знать и читать больше.
— Как ты готовилась?
— Готовилась я весь этот год на курсах от АПО, где мы много читали, анализировали тексты, тренировались устно выступать, изучали виды творческих заданий.
Также я ездила на литературно-олимпиадную смену в «Сириус», где лекции и семинары проводили члены жюри заключительного этапа ВсОШ. Много занималась сама и со школьной учительницей — повторяла пройденное, заполняла пробелы в знаниях.
— Как тебе задания всеросса этого года? Что больше нравится — анализ или творческий тур?
— Задания этого всеросса были сложными и необычными. Больше всего мне понравилось анализировать рассказ Трифонова «Кошки или зайцы?» — на первый взгляд простой и даже забавный, но скрывающий в себе много интересных смыслов.
— Что больше всего тебе запомнилось на этом всероссе?
— Больше всего эмоций было на открытии и закрытии олимпиады. В первый день Татьяна Геннадьевна Кучина пообещала «бомбические тексты» и сказала знаменитое «вы все уже победители». В последний — удивительным и запоминающимся было ощущение того, что нас поздравляют с победой одни из лучших филологов страны.
— Что тебе больше всего нравится читать для себя?Читать я люблю разное — начиная с классики XIX века и заканчивая чем-то модернистским, например, символистскими романами или рассказами Набокова. Очень нравятся произведения, показывающие переломные моменты в истории — «Война и мир», «Доктор Живаго».
— Пишешь ли что-нибудь сама?
— Пыталась писать я давно, еще лет с семи — особенно стихи. По-настоящему занялась этим в классе 8-9, постоянно набрасывая что-то везде и всегда — в заметках телефона, блокнотах, на любых бумажках.
Сейчас в основном пишу прозу, недавно закончила рассказ.
— Кому-то литература, особенно школьная, кажется скучной или непонятной. Как научиться любить и понимать литературу, по твоему мнению?
— Мне кажется, если литература не нравится совсем, можно попробовать почитать стихи — именно с них у меня и началась настоящая любовь. Они в большинстве своем короче, читать их легче и проще. И главное: стихи бывают необычными, даже странными, поражающими воображение — такими, над которыми долго размышляешь, ищешь к каждому свой ключ, разгадку; ищешь «мучительно-старинную» загадку жизни. Нужно попробовать взглянуть на литературу с другой стороны — не как на огромное количество имен героев, сюжетов и скучных деталей, а как на особый, бесконечный мир, отражающий нашу жизнь, удивляющий, полный тайн букв и строчек, льющихся в душу. Мир, который открывает путь в новые пространства и миры, в новые смыслы, в отдаленное понимание жизни. Отвлекает от будней, вселяет надежду и любовь.