Продолжаю рассказывать о том, как новозаветная книга "Откровение Иоанна Богослова" (т.е. "Апокалипсис") отражается в нашей массовой культуре. Ранее было про песню "Под небом голубым..." и глобально про тексты хэви-метала.
Сегодня я для вас расшифрую и проиллюстрирую текст песни группы «Nautilus Pompilus» -- «Труби, Гавриил» (с альбома «Атлантида» 1997 года. Сама песня датируется 1994 годом. В дальнейшем Бутусов ее исполнял вместе с Ю-Питером (и другими коллективами).
Собственно, вот песня, каноническая версия, кто не помнит (ссылка на ютуб). Но мне больше нравится вот это позднее исполнение Бутусов & Deadyшки, там другая аранжировка, потяжелее, без бравурной маршевой музыки (видео на ВК).
Приступим к тексту.
Как и в большинстве других случаев с "Наутилусом", автором текста является гениальный мастер слова и эрудит Илья Кормильцев. Здесь уместно вспомнить самую популярную "библейскую" песню группы -- "Прогулки по воде" на его же текст, в которой популярный новозаветный эпизод с Чудом Христовым -- Хождение по водам Галилейского моря (Мф. 14:22-36 и др. + немножко Призвание апостола Андрея) сначала вроде бы идет согласно свящ. букве, но в конце оказывается парадоксально вывернут.
В песне про Гавриила использован тот же принцип.
Сошел на землю Гавриил
И вострубил в свою трубу
И звал на суд он всех живых
И всех лежащих во гробу,
В этих строках все пока что канонично: трубящие ангелы упоминаюся в "Откровении" (8:6): "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить".
Далее в "Откровении" в 8 и 9 главах подробно описывается, что было после того, как 7 ангелов по очереди вострубят (похуже, чем после снятия 7 печатей). Но нас интересует не этот эпизод музицирования, а тот, который имеет отношение конкретно к воскрешению мертвых. Это уже 20-я глава.
Иллюстрируется это вот так: похороненные вылезают из своих могил.
Любопытно, что хотя конкретно Страшный суд и его важная часть -- Воскрешение мертвых, подробней всего описывается именно в "Откровении", однако конкретно именно трубящих ангелов в этом фрагменте книги не упоминается. Они взялись в христианском каноне образов тут из других свящ. текстов. Например, в 1-м послании к Фессалоникийцам говорится: "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут".
В знаменитом католическом песнопении "Dies irae" ("День гнева", т.е. День Страшного суда) есть отдельный фрагмент, который так и называется "Tuba mirum...". Эти строки переводятся как "Пронзительный звук трубы / из могил / поведёт их всех к трону... и т.д." (Вот этот фрагмент в "Реквиеме" Моцарта; в "Grande Messe des Morts" Берлиоза).
Но дальнейшие события в песне развиваются отнюдь не по христианскому сценарию:
Но шел уже четвертый час
И каждый грешник крепко спал
И был напрасен трубный глас
И ни один из нас не встал.
Мертвые отказываются воскресать, они спят вечным сном.
А должно было происходить вот такое!
Итак, в песне "Наутилусов" мертвые отказываются воскресать на Страшный суд. Как это толкуется с точки зрения христианства? Дело в том, что глобально существует две точки зрения на то, как христиане после смерти попадают в Рай или Ад. Обывательская состоит в том, что как только человек умер, его грехи взвешиваются, и сразу же он определяется в надлежащее место (по этому принципу и Данте наполнил своими персонажами "Божественную комедию"). Другая, более каноничная, которой придерживается "Откровение" и вообще Церковь, состоит в том, что после того, как человек умер, он как бы "подвисает в неизвестности", просто умер, находится в неком месте в ожидании. И вот эта неизвестность все продолжается и продолжается, для каждого умершего, пока наконец не настает Второе пришествие Иисуса Христа, Апокалипсис, и Страшный суд. На Страшном суде все умершие воскрешаются, и их осуждают на соответствующую участь - в рай или ад. С точки зрения логистики очевидно, что первый вариант наполнения ада и рая, с непрекращающимся конвейером, по поступательному принципу, как-то более логичен, а вот второй вызовет грандиозные "пробки" и заторы из-за общего накопившегося количества умерших; однако канонически более "правилен" именно он.
И как раз по этой причине настоящий христианин, особенно уже умерший, ждет Второго пришествия и Страшного суда с надеждой, Апокалипсис -- это "хорошее" событие, потому что он положит конец этой проклятой неопределенности, которая все не кончается и не кончается.
Так что происходящее в песне -- это саботаж умерших, логический тупик развития сюжета христианской эсхатологии. Иисус Христос победил Сатану, воссел на троне и готов начать судилище, после которого настанет конец Земле, какой мы ее знали. Но на суд никто не приходит -- все спят в своих могилах. Полный финиш.
Припев:
Труби, Гавриил, труби
Хуже уже не будет
Город так крепко спит
Что небо его не разбудит
Труби Гавриил глухим
На радость своим небесам
Труби Гавриил другим
Пока не оглохнешь сам.
В "Откровении" в описании призвания умерших на Суд нет ни ангелов, ни трубы. Написано просто "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (20:13). Трубы, как я указала выше, взялись из других священных текстов и предшествующей иудейской традиции.
Соответственно, нет никаких имен ангелов, ни их определений ("архангел", к числу которых принадлежит Гавриил -- это чин). Откуда же взялось имя "Гавриил" в песне, почему автор считает, что именно Гавриил должен этим заниматься?
Есть отдельная статья про этот вопрос. S. Vernon McCasland. Gabriel's Trumpet (1941). Он указывает, что архангелам такая работа приписывалась издавна: в апокрифическом "Апокалипсисе Моисея" архангел Михаил трубит, чтобы начался суд над Адамом, а книга Даниила (12:1) ассоциирует Михаила с концом света ("И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое). Упоминается и просто "архангел", без имени, так что явно был консенсус, что это занятие для архангелов, которых от 7-8 человек (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, и проч.) до бесконечности. Причем "полководец" Михаил -- главный.
Итак, проф. McCasland пишет, что он перевернул все, нигде ничего раннего не нашел, и по его мнению, самым ранним нормальным упоминанием именно архангела Гавриила, как трубящего к Страшному суду, является "Потерянный рай" Мильтона (xi. 72), хотя также он нашел еще тематическую картинку в армянском манускрипте 15 века (но это не считается).
Каким-то путем после Мильтона образ именно трубящего Гавриила стал очень популярным и особенно его много в негритянских спиричуэлах и т.п. (например Dinwiddie "Colored" Quartet - Gabriel's Trumpet), что конечно способствовало распространению в масс-культуре. Даже есть названный в честь трубы Гавриила математический парадокс.
Таким образом, нормально, что каноничных изображений трубящего именно Гавриила, даже после Мильтона (17 век) найти очень трудно. Изображенные за этим занятием ангелы официально анонимны, и даже не обязательно архангелы.
Последний куплет.
Рассвирепевший Серафим
Так дунул из последних сил
Что небо дрогнуло над ним
И помрачился блеск светил,
Но зова медного сильней
Звучал из окон мирный храп
И перьев собственных бледней
Он выпустил трубу из лап.
Припев.
Насчет второго куплета отмечу, что слово "серафим" здесь употреблено за красоту, а не по делу. Серафим -- это другой чин ангельский, к которому Гавриил не принадлежал. Тут даже забавный нюанс -- архангелы это человекоподобные ангелы, а серафимы -- шестикрылые, с головой посередине и без рук, так что дуть в трубу без посторонней помощи они не смогли бы чисто анатомически. (И о наличии лап у серафимов ни один источник не сообщает.)
А вот строчка "помрачился блеск светил" -- вполне себе апокалиптическая, в "Откровении" с небесными телами постоянно происходит самое разнообразное. Например, вот про затмения: "Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи". (8:12).
Строка, следующая за описанием затмения, тоже по нашей теме: "И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!"
Теперь песню можно прослушать второй раз, с новым знанием.
Для тех, кто желает научиться ориентироваться в апокалиптических символах, прячущихся в нашей массовой культуре, я написала книгу
"Апокалипсис в искусстве" (подробно о ней здесь).