Найти в Дзене

Москвич-410 – редкий советский внедорожник

Всем привет! В 50х гг. прошлого века экономика СССР начала бурно развиваться. А поскольку на большей части территории страны в то время преобладали не дороги, а направления, требовались внедорожники. Было несколько попыток создать подобный автомобиль для гражданских нужд, и одна из самых удачных – Москвич-410. История нашего героя началась как раз в 50х гг., когда настала эпоха хрущевской оттепели, и наметилась программа освоения целины. Для последнего требовались особенные машины, которые должны были быть легкими, дешевыми в производстве и экономичными. Единственный в то время советский внедорожник ГАЗ-69, о котором я писал здесь, не подходил под эти критерии и вдобавок создавался в основном для военных целей. До Москвича-410 предпринималось несколько попыток создать гражданский внедорожник. Одна из таких машин – ГАЗ-М72 - была создана на базе ГАЗ-М20 «Победы», но она оказалась слишком дорогой и громоздкой. Вторая машина – ГАЗ-М73 – больше подходила для поставленных целей, но для его

Всем привет!

В 50х гг. прошлого века экономика СССР начала бурно развиваться. А поскольку на большей части территории страны в то время преобладали не дороги, а направления, требовались внедорожники. Было несколько попыток создать подобный автомобиль для гражданских нужд, и одна из самых удачных – Москвич-410.

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

История нашего героя началась как раз в 50х гг., когда настала эпоха хрущевской оттепели, и наметилась программа освоения целины. Для последнего требовались особенные машины, которые должны были быть легкими, дешевыми в производстве и экономичными. Единственный в то время советский внедорожник ГАЗ-69, о котором я писал здесь, не подходил под эти критерии и вдобавок создавался в основном для военных целей.

До Москвича-410 предпринималось несколько попыток создать гражданский внедорожник. Одна из таких машин – ГАЗ-М72 - была создана на базе ГАЗ-М20 «Победы», но она оказалась слишком дорогой и громоздкой. Вторая машина – ГАЗ-М73 – больше подходила для поставленных целей, но для его выпуска на Горьковском автозаводе не хватало ресурсов. И тогда было решено организовать производство подобных машин на московском МЗМА, при этом унифицировать их с серийным Москвич-402.

Так и было сделано: по конструкции Москвич-410 очень напоминал модель 402, но при этом кузов был усилен, а многие внутренние элементы были позаимствованы от ГАЗ-М72.

Москвич-410 сзади. Источник фото: drive2.ru
Москвич-410 сзади. Источник фото: drive2.ru

Это заметно и в салоне автомобиля: основные элементы комфорта перекочевали с 402й машины, а вот рулевое колесо – от ГАЗ-М72:

Салон Москвич-410. Источник фото: drive2.ru
Салон Москвич-410. Источник фото: drive2.ru

В 1957 г. Москвич-410 был запущен в серийное производство, и очень скоро модернизировался: если первое время под капотом был установлен двигатель объемом 1,2 л и мощностью 35 л. с., то уже в 1958 г., когда на конвейер встал Москвич-407, о котором я писал здесь, мотор стал выдавать 45 лошадей. Автомобиль при этом стал обозначаться Москвич-410Н. И все же это не улучшило динамические характеристики машины: мощности было явно маловато для внедорожника.

Тем не менее, автомобиль относительно легко передвигался и по грязи, и по снегу, а также мог преодолевать брод глубиной до 0,3 м и подъемы до 33 градусов. Однако автомобиль не был лишен недостатков: он оказался неустойчивым на дороге, а на крутом повороте мог опрокинуться.

Источник фото: fotostrana.ru
Источник фото: fotostrana.ru

И все же эти машины нашли себе место под солнцем и стали использоваться и на селе, и на освоении целины. Всего до 1961 г. было выпущено 7580 внедорожных Москвичей. Однако выпускались не только седаны, но и универсалы под обозначением Москвич-411. Таких машин было создано 1515.

Москвич-411. Источник фото: drive2.ru
Москвич-411. Источник фото: drive2.ru

Выпуск этих машин закончился из-за того, что московский автозавод стал уделять больше внимания модели Москвич-407: она оказалась очень востребованной в Европе. Пришлось освободить место на конвейере, занимаемое моделями 410/411. Последние продолжали держать свои позиции вплоть до тех пор, пока не появились новые гражданские внедорожники. Сегодня Москвич-410 и его производные – раритеты, которых в основном можно встретить в музеях:

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

Москвич-410 – долгожданный автомобиль, появившийся после нескольких попыток создать такую технику, чтобы была недорогой в производстве, но при этом могла легко передвигаться по бездорожью. И даже после прекращения выпуска этой модели советским машиностроителям удалось вернуться к теме внедорожников для гражданки не сразу, так что Москвичи-410 продолжали работать там, где можно было.

Бывали ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!