Есть недалеко от города Минеральные Воды, рядом с аэропортом, очень интересный музей: "Музей авиационной техники". Это совсем небольшой, весьма компактный музей, и находится он на территории бывшего авиационного завода 411 ГА (ныне база S7 Technics).
Завод этот, как и огромное множество других заводов на нашей территории, был процветающим в советские годы, но в нулевых испытывал большие сложности и в итоге закрылся. А авиакомпания S7 на его базе создала собственный цех по техническому обслуживанию бортов. Сейчас в Минводах обслуживают, ремонтируют и даже перекрашивают современные гражданские самолёты Airbus-320, Boeing-737 и SSJ-100 как для нужд самой S7, так и для других заказчиков. Попасть на территорию можно только с пропуском, а ходить среди экспонатов - только с сопровождающим сотрудником. Все сотрудники оставили у меня крайне приятные впечатление, кажется, что они всей душой радеют за свой музей, по-настоящему любят своё дело. Вообще, такое впечатление, что музей держится именно на их энтузиазме. Хорошо, что остались такие люди, влюблённые в своё дело...
Так, завод 411 ГА, созданный на базе авиаремонтных мастерских номер 38 (организованы в Минводах в 1944 году), был крупным авиаремонтным предприятием. Его специалисты работали с Ли-2 (1944-1976, отремонтировано около 4 тысяч ВС), Ми-1 (1957-1973 гг.; 1560 ВС), Ан-2 (1959-1960 гг. и 1999 г.; 175 ВС), Ми-2 (1970-1987 гг.; 3664 ВС), Як-40 (1972-1984 гг.; 1393 ВС) и Ту-154 (с 1979 г.).
В 1991 г. Завод 411 ГА обслужил максимальное за свою историю количество Ту-154 - целых 59 ВС. В то время на заводе работало более двух тысяч человек! А вот к концу девяностых годов численность обслуживаемых Ту-154 снизилась до полутора десятков.
Завод 411 ГА был открытым акционерным обществом. Видимо, предприятие не смогло перестроиться на обслуживание импортной авиатехники, поэтому весной 2009 года ОАО "Завод 411 ГА" прекратило свою деятельность. Остались любящие своё дело сотрудники, ангары и технические сооружения, музейные экспонаты, которые мы сейчас с вами увидим и прекрасный советский плакат, на котором нарисовано светлое будущее развивающегося завода... Теперь обо всём подробнее.
Нас сопровождал сотрудник, работавший на Заводе аж с 1975 года. И вот до сих пор он здесь, только теперь не техник, а водит "экскурсии". За экскурсии денег не берёт, рассказывает от души, в каждой фразе чувствуется искренняя любовь к стоящим тут самолётам. Для гостей музея сам открывает кабину самолёта Ту-154М, всё рассказывает и показывает внутри (об этом дальше).
Это - Ли-2. Производство его было начато в 1942 году в Ташкенте. На конкретно этом борте написано "Полярная авиация", но, как сказал сотрудник завода, это специально покрасили борт в такой яркий цвет, для красоты. Раньше самолёт был другого цвета. Базой для самолёта Ли-2 послужил американский Douglas DC-3. Самолёты использовались как бомбардировщики и транспортные, затем работали в народном хозяйстве. В Минеральных Водах проведено 3500 ремонтов данного типа.
Это Ан-2. Выпускается с 1947 года. Самолёт занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет. В России до сих пор Ан-2 летают в ряде регионов!
В основном, связывают между собой отдалённые сибирские сёла, до которых иначе как по воздуху не добраться. Например, Ютэйр в Тюменской области из Тобольска летает на Ан-2 в сёла Вагай и Осиновскую. Я недавно летала: Как я полетала на Ан-2 за 206 рублей. Шесть полётов по сибирским деревням
У самолёта очень необычная, но вполне себе по цветам узнаваемая, ливрея. Так его решили покрасить в холдинге S7 Engineering.
Сотрудники S7 навели порядок в авиамузее, отремонтировали самолеты, привели здесь всё в хорошее состояние (и, самое главное, поддерживают это состояние!).
Як-40. Особенности: три турбореактивных двигателя, прямое крыло.
Самолёт поступил в эксплуатацию в 1966 году. Як-40 эксплуатируется в некоторых авиакомпаниях до сих пор.
А вот мы и подходим к борту, у которого стоит трап. Это тот самый Ту-154М, внутрь которого можно зайти.
Этот борт имеет очень интересную историю. Он - из Магадана. Ту-154М ушли с пассажирских линий в России совсем недавно. Я вот летом 2009 года летала на Ту-154М "Аэрофлота" из Шереметьево в Калининград. Тогда это были "последние деньки" активности этого типа в Аэрофлоте.
В своё время завод 411 отремонтировал более 600 самолётов Ту-154Б и Ту-154М, а в поздние советские годы ремонт 154-х был основной работой завода.
Внутри - потрясающе! Можно зайти в кабину пилотов, посидеть на кресле пилота, всё осмотреть. Сопровождающий сотрудник ходит с нами и любезно всё показывает.
Итак, этот борт - магаданец. Всего 1990 года постройки, совсем новым он был поставлен магаданскому авиаотряду "Аэрофлота", который в начале девяностых стал "Магаданскими авиалиниями" (МАВИАЛ).
Именно этот борт в 1995-м стал первым Ту-154, побывавшим в континентальной части США (рейс в Сиэтл).
Борт ненадолго сдавали в аренду разным авиакомпаниям, но больше полугода такая работа не длилась.
В 2006 году магаданский "Мавиал" разорился, и самолёты летать перестали.
Б/у самолёты советского производства на тот момент никого уже не интересовали — лишь один из магаданских самолётов был выкуплен Аэрофлотом.
Таким образом, отработал этот борт всего 16 лет, что для самолёта очень маленький срок.
После банкротства прежнего эксплуатанта, в 2009 году магаданский Ту-154М своим ходом добрался до Минеральных Вод и встал здесь на хранение.
Потом он стал музейным экспонатом при авиаремзаводе, причём долгое время стоял в экспозиции он в ливрее "60 лет Магадану". Потом ливрею перекрасили. Причины мне не очень понятны - разве что S7 Engineering в своём музее хотел видеть борт именно с надписью "Сибирь"? Только вот "сибиряком" этот борт никогда не был.
Как смеётся сотрудник, все гости всегда просят первым делом показать им туалет на борту. Это действительно очень интересно. Туалет, кстати, довольно просторный тут.
Вот так выглядит снаружи:
А вот пассажирский салон. Обивка кресел-то осталась магаданская!
Салон и кабина пилотов:
Кухня:
Как я понимаю, восстановительные работы по данному борту ещё не завершены, и готов только один из двух пассажирских салонов (второй пока закрыт).
Ходить внутри и всё это рассматривать - сплошное удовольствие!
Восхищает, как хорошо это всё тут поддерживают. Надеюсь, что такой замечательный музей будет развиваться и дальше.
Ещё раз прошлись среди самолётов, пошли обратно на проходную. Там сдали пропуска и осмотрели зал. В зале тоже небольшая выставочная экспозиция. Вот такая картина, как советские рабочие завода видели "Завод 411 ГА в будущем". От всего этого великолепия на картине сейчас в реальности осталось лишь пара ангаров, которые выкупил и довёл до ума S7 Engineering. Картину, кстати, рисовали в 1985 году.
Знамёна:
Модели самолётов:
А вот тут я нашла опечатку в подписях к картине. Смотрите, пункт номер 22: написано "стоянки саомлетов".
Музей мне очень понравился, желаю успеха и процветания сотрудникам, на чистом энтузиазме поддерживающим такую прекрасную идею!