Найти в Дзене
Meeuw

Музей авиации в Минеральных Водах (S7 Technics на базе бывшего советского завода 411ГА)

Есть недалеко от города Минеральные Воды, рядом с аэропортом, очень интересный музей: "Музей авиационной техники". Это совсем небольшой, весьма компактный музей, и находится он на территории бывшего авиационного завода 411 ГА (ныне база S7 Technics).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Завод этот, как и огромное множество других заводов на нашей территории, был процветающим в советские годы, но в нулевых испытывал большие сложности и в итоге закрылся. А авиакомпания S7 на его базе создала собственный цех по техническому обслуживанию бортов. Сейчас в Минводах обслуживают, ремонтируют и даже перекрашивают современные гражданские самолёты Airbus-320, Boeing-737 и SSJ-100 как для нужд самой S7, так и для других заказчиков. Попасть на территорию можно только с пропуском, а ходить среди экспонатов - только с сопровождающим сотрудником. Все сотрудники оставили у меня крайне приятные впечатление, кажется, что они всей душой радеют за свой музей, по-настоящему любят своё дело. Вообще, такое впечатление, что музей держится именно на их энтузиазме. Хорошо, что остались такие люди, влюблённые в своё дело...

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Так, завод 411 ГА, созданный на базе авиаремонтных мастерских номер 38 (организованы в Минводах в 1944 году), был крупным авиаремонтным предприятием. Его специалисты работали с Ли-2 (1944-1976, отремонтировано около 4 тысяч ВС), Ми-1 (1957-1973 гг.; 1560 ВС), Ан-2 (1959-1960 гг. и 1999 г.; 175 ВС), Ми-2 (1970-1987 гг.; 3664 ВС), Як-40 (1972-1984 гг.; 1393 ВС) и Ту-154 (с 1979 г.).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

В 1991 г. Завод 411 ГА обслужил максимальное за свою историю количество Ту-154 - целых 59 ВС. В то время на заводе работало более двух тысяч человек! А вот к концу девяностых годов численность обслуживаемых Ту-154 снизилась до полутора десятков.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Завод 411 ГА был открытым акционерным обществом. Видимо, предприятие не смогло перестроиться на обслуживание импортной авиатехники, поэтому весной 2009 года ОАО "Завод 411 ГА" прекратило свою деятельность. Остались любящие своё дело сотрудники, ангары и технические сооружения, музейные экспонаты, которые мы сейчас с вами увидим и прекрасный советский плакат, на котором нарисовано светлое будущее развивающегося завода... Теперь обо всём подробнее.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Нас сопровождал сотрудник, работавший на Заводе аж с 1975 года. И вот до сих пор он здесь, только теперь не техник, а водит "экскурсии". За экскурсии денег не берёт, рассказывает от души, в каждой фразе чувствуется искренняя любовь к стоящим тут самолётам. Для гостей музея сам открывает кабину самолёта Ту-154М, всё рассказывает и показывает внутри (об этом дальше).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Это - Ли-2. Производство его было начато в 1942 году в Ташкенте. На конкретно этом борте написано "Полярная авиация", но, как сказал сотрудник завода, это специально покрасили борт в такой яркий цвет, для красоты. Раньше самолёт был другого цвета. Базой для самолёта Ли-2 послужил американский Douglas DC-3. Самолёты использовались как бомбардировщики и транспортные, затем работали в народном хозяйстве. В Минеральных Водах проведено 3500 ремонтов данного типа.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Это Ан-2. Выпускается с 1947 года. Самолёт занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет. В России до сих пор Ан-2 летают в ряде регионов!

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

В основном, связывают между собой отдалённые сибирские сёла, до которых иначе как по воздуху не добраться. Например, Ютэйр в Тюменской области из Тобольска летает на Ан-2 в сёла Вагай и Осиновскую. Я недавно летала: Как я полетала на Ан-2 за 206 рублей. Шесть полётов по сибирским деревням

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

У самолёта очень необычная, но вполне себе по цветам узнаваемая, ливрея. Так его решили покрасить в холдинге S7 Engineering.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Сотрудники S7 навели порядок в авиамузее, отремонтировали самолеты, привели здесь всё в хорошее состояние (и, самое главное, поддерживают это состояние!).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Як-40. Особенности: три турбореактивных двигателя, прямое крыло.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Самолёт поступил в эксплуатацию в 1966 году. Як-40 эксплуатируется в некоторых авиакомпаниях до сих пор.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

А вот мы и подходим к борту, у которого стоит трап. Это тот самый Ту-154М, внутрь которого можно зайти.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Этот борт имеет очень интересную историю. Он - из Магадана. Ту-154М ушли с пассажирских линий в России совсем недавно. Я вот летом 2009 года летала на Ту-154М "Аэрофлота" из Шереметьево в Калининград. Тогда это были "последние деньки" активности этого типа в Аэрофлоте.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

В своё время завод 411 отремонтировал более 600 самолётов Ту-154Б и Ту-154М, а в поздние советские годы ремонт 154-х был основной работой завода.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Внутри - потрясающе! Можно зайти в кабину пилотов, посидеть на кресле пилота, всё осмотреть. Сопровождающий сотрудник ходит с нами и любезно всё показывает.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Итак, этот борт - магаданец. Всего 1990 года постройки, совсем новым он был поставлен магаданскому авиаотряду "Аэрофлота", который в начале девяностых стал "Магаданскими авиалиниями" (МАВИАЛ).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Именно этот борт в 1995-м стал первым Ту-154, побывавшим в континентальной части США (рейс в Сиэтл).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Борт ненадолго сдавали в аренду разным авиакомпаниям, но больше полугода такая работа не длилась.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

В 2006 году магаданский "Мавиал" разорился, и самолёты летать перестали.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Б/у самолёты советского производства на тот момент никого уже не интересовали — лишь один из магаданских самолётов был выкуплен Аэрофлотом.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Таким образом, отработал этот борт всего 16 лет, что для самолёта очень маленький срок.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

После банкротства прежнего эксплуатанта, в 2009 году магаданский Ту-154М своим ходом добрался до Минеральных Вод и встал здесь на хранение.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Потом он стал музейным экспонатом при авиаремзаводе, причём долгое время стоял в экспозиции он в ливрее "60 лет Магадану". Потом ливрею перекрасили. Причины мне не очень понятны - разве что S7 Engineering в своём музее хотел видеть борт именно с надписью "Сибирь"? Только вот "сибиряком" этот борт никогда не был.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Как смеётся сотрудник, все гости всегда просят первым делом показать им туалет на борту. Это действительно очень интересно. Туалет, кстати, довольно просторный тут.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Вот так выглядит снаружи:

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

А вот пассажирский салон. Обивка кресел-то осталась магаданская!

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Салон и кабина пилотов:

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Кухня:

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Как я понимаю, восстановительные работы по данному борту ещё не завершены, и готов только один из двух пассажирских салонов (второй пока закрыт).

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Ходить внутри и всё это рассматривать - сплошное удовольствие!

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Восхищает, как хорошо это всё тут поддерживают. Надеюсь, что такой замечательный музей будет развиваться и дальше.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Ещё раз прошлись среди самолётов, пошли обратно на проходную. Там сдали пропуска и осмотрели зал. В зале тоже небольшая выставочная экспозиция. Вот такая картина, как советские рабочие завода видели "Завод 411 ГА в будущем". От всего этого великолепия на картине сейчас в реальности осталось лишь пара ангаров, которые выкупил и довёл до ума S7 Engineering. Картину, кстати, рисовали в 1985 году.

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Знамёна:

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Модели самолётов:

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

А вот тут я нашла опечатку в подписях к картине. Смотрите, пункт номер 22: написано "стоянки саомлетов".

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.

Музей мне очень понравился, желаю успеха и процветания сотрудникам, на чистом энтузиазме поддерживающим такую прекрасную идею!

Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.
Музей авиации в Минводах. Март 2022 г.