Найти тему
Рассеянный хореограф

Немного о сплочённости в детском коллективе. Тут и до буллинга недалеко

Наверняка, каждый хореограф знаком с такой ситуацией.

- Ещё раз повторяем! Потому что Вика не сделала...., - твёрдо говорю я.

И вся группа из шестнадцати юных танцоров танцует ещё раз. 

- Ещё раз! У неё опять не получилось...

И все танцуют третий раз.

- Ещё раз! Она меня вообще не хочет слышать!

И тут вся группа уже зло смотрит на эту Вику, а ближняя к ней девочка тихо так, но значительно:

- Ты, Вика, достала уже!

И тут Вика, наконец, всё понимает и исправляется. 

Наша младшая группа ансамбля. Очень хочу и надеюсь на сплочённость. Фото автора.
Наша младшая группа ансамбля. Очень хочу и надеюсь на сплочённость. Фото автора.

Голос педагога такой привычный, такой насыщенный бесконечными замечаниями уже не действует. Особенно, когда танцор устал, когда конец урока, когда нет эмоционального напряжения, а просто автоматическая работа. И тут - втык от коллектива!

Я в эти моменты благодарна команде, которая помогла довести. А что мне остаётся? 

Ошибка это педагогическая или нет? Вот, рассудите. 

То есть вместо воспитания коллективизма, вместо командообразования, который так необходим в танцевальном коллективе, я настраиваю всех против одного. Но этот один должен же понимать, что подводит всех! И где тут правильное решение?

Я сейчас не говорю о тех моментах, когда ребенок по каким-то причинам не может сделать тот или иной хореографический элемент. Это-то понятно, работаем. Я имею ввиду действия, когда просто надо отработать давно отработанное, а один ленится, не "включается", не держит точек и тому подобное. Вот тогда "рычание" остальных танцоров помогает больше моего окрика. 

Беда в том, что среди "ленящихся" часто оказываются одни и те же. И нужно думать о настрое всех по отношению именно к этому ребенку.

А тут и до буллинга недалеко. Раньше, не задумывалась над этим, а теперь...

Я много читала о коллективизме. О создании атмосферы дружбы и взаимопонимания, о налаживании коммуникативных связей среди участников ансамбля. Знаю, что такое актив и лидерство. И понимаю, насколько важен коллектив именно для нас - для танцоров, дело у нас одно - общее. 

Но всё чаще сталкиваюсь с проблемами именно в этом. Дети стали хуже дружить, меньше умеют помогать друг другу, а любое лидерство вызывает конфликтные ситуации, жалобы детей и родителей. Сейчас сплотить ансамбль стало гораздо труднее.

Мнение соучастников ансамбля для детей очень важно, и когда оно негативное, как жить в таком коллективе? 

Ещё случай. Приехали на серьезный "долгоприготовляемый" конкурс. Уже переодеваемся, и вдруг выясняется, что Вова забыл пояс от народной рубашки. Я, естественно, слегка поругала, но понимая, что сейчас надо как-то решать проблему, убегаю искать что-нибудь взаимозаменяющее.

Возвращаюсь. Все мальчики молчаливо одеваются, а Вовы нет. Спрашиваю... Выясняется, что коллектив мальчиков так на него "наехал" (" ты нас всех подвёл"), что он переоделся в своё, сказал, что вообще танцевать не будет и убежал в неизвестном направлении. Детям было лет по 11, а мы в чужом городе, в огромном Дворце культуры. Куда бежать?

Как-то интуитивно я понимаю, что он всего скорей выбежал из Дворца на улицу. Бегу и я, уже забыв о том, что ансамблю скоро на сцену. Главное - найти Вовку. 

Минут через пятнадцать нашла. За Дворцом плачет. Успокоила, уговорила, оттанцевал и помирился с ребятами. С призами и медалями уже дружно ехали назад. 

 И мне уже кажется, что в этой поездке - это и была моя цель. А вовсе не хореографические достижения. Покааа всё уладила!

Нормальные эмоциональные внутриколлективные отношения - важная задача всех педагогов. Почему-то с каждым годом она, эта задача, становится сложнее. Образуются какие-то малые группки, которые настроены против друг друга, дети часто выясняют отношения, единого актива в классах нет. Вчера они дружили, а сегодня уже поссорились. 

А эффективность нашей работы, ох как, связана с дружбой в коллективе. Каждый должен быть эмоционально настроен перед каждым выступлением за всю команду, за ансамбль. И опять я беседую про взаимопомощь и приятие, про дружбу и сплочение. 

И вот вроде проблема стара, как мир, вот вроде читала и Макаренко - спеца по детскому коллективизму, и Сухомлинского, но трудностей и вопросов полно....

Может и сама я в чём-то виновата(

А как вы считаете, почему стало так сложно наладить дружелюбную атмосферу взаимопомощи в классах? Откуда это у детей?

Спасибо, что вы со мной! Не забывайте - для того, чтобы видеть канал в ленте, нужно подписаться - жмите и подписывайтесь на мой канал Рассеянный хореограф)

Читайте еще о проблемах детских танцевальных коллективов:

Родители обманывали девочку много лет....
Рассеянный хореограф1 декабря 2020

#школа #воспитание #буллинг #танцевальный коллектив #дружба